На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 396 подписчиков

Свежие комментарии

  • ГАЛИНА КНЯЗЕВА (Самсонова)
    то-то папашка не вылазит с рекламы! Бездари!Когда денег не хв...
  • Владимир Нелюбин
    Вот нашлась..скорее за бабло..Примет вместе с д...
  • Ирина Галивец
    Сколько можно уже писать об этих тварях-предателях? Зачем искусственно создавать шумиху вокруг них и повышать их знач...Муж девальвировал...

Карл Фаберже. Подарок с секретом

В. Качалова/Фотобанк Лори/Legion-media

Пасхальные сувениры изготавливались в атмосфере строжайшей тайны даже от заказчика. На настойчивые расспросы императоров Фаберже лишь уклончиво отвечал: «Ваше Величество будет довольно...»

Карл Густавович вышел из дома на Большой Морской и привычно зашагал в сторону Дворцовой площади. Весна 1913 года теплом не радовала — сырой холодок оттепели пронизывал насквозь. Фаберже поднял воротник драпового пальто и закутался в теплый шарф. Но настроение все равно было приподнятое — как всегда, когда он относил во дворец очередной пасхальный сувенир.

Николай II ожидал ювелира в своих апартаментах Зимнего дворца, которые называл квартирой, — домом императорская семья уже давно считала Александровский дворец в Царском Селе. Но протокольные церемонии по-прежнему проводились в столице. И сегодня, в Страстную пятницу, государь опять «по долгу службы» приехал в Петербург.

Каждый год перед Пасхой Романовы с нетерпением предвкушали, чем на сей раз удивит придумщик Фаберже. Но придворный ювелир не торопился. Бережно открыл футляр из полированного белого падуба, осторожно достал хрупкую вещицу, положил на ладонь и протянул императору.

«Вот это да-а-а! — воскликнул изумленно государь, глядя на ледяное яйцо. Императору показалось, что оно холодное на ощупь. — Карл Густавович, вы просто волшебник!» Николай даже немного разочаровался, когда узнал, что прозрачная скорлупа выточена из горного хрусталя и украшена искусной резьбой, — столь совершенной была имитация льда в пасхальном подарке. Внутри, едва различимая сквозь морозный туман, пряталась платиновая корзиночка с белыми подснежниками.

Из дворца Карл возвращался в прекрасном расположении духа. Большая Морская кипела в предпраздничных хлопотах: проезжую часть заполняли экипажи, по тротуарам прогуливались солидные господа, дамы под вуалями, собаки на цепочках. Торговый дом «О-Гурмэ» предлагал «устрицы во льду» из Остенде и лангустов из Парижа, цветочные магазины — срезанные розы из Ниццы. Тяжелыми кремовыми шторами отгородился от всей этой уличной суеты модный ресторан «Кюба» — место встреч балетоманов и золотой молодежи. В 1900 году на гранитной облицовке дома номер двадцать четыре появилась надпись, начертанная золотыми буквами, — FABERGE. Этот особняк стал для Карла всем: на верхнем этаже ювелир жил, на нижних — торговал и работал.

Сын онемеченного француза Карл Фаберже в двадцать шесть лет возглавил семейное предприятие и благодаря богатой фантазии и отменной практической сметке превратил скромную отцовскую мастерскую в одну из ведущих ювелирных компаний Российской империи фото репродукции портрета К. Фаберже работы Заслуженного художника Украины В. Брикульца 2010/предоставлено В. Скурловым

А начиналось все в 1842 году, когда его отец, онемеченный француз Густав Петер Фаберже, в подвальчике дома одиннадцать на углу Большой Морской и Кирпичного переулка открыл скромную мастерскую по изготовлению и ремонту золотых изделий. Место было оживленное, фамилия — звучная: мода на французское в России не переводилась. Отец передал сыну свои познания в ювелирном деле и дал возможность попутешествовать по Европе. В Париже, Дрездене, Флоренции Карл осваивал навыки мастерства. Вернувшись в Петербург, он в двадцать шесть лет возглавил семейное предприятие и благодаря недюжинной энергии, богатой фантазии и отменной практической сметке превратил его в одну из ведущих ювелирных компаний Российской империи.

Пройдя через ворота лицевого флигеля, Фаберже толкнул солидную дверь и по широкой лестнице, освещенной тремя ярусами окон с витражами в дубовых переплетах, поднялся на второй этаж — там находились мастерские, где его с нетерпением ждали.

Царские пасхальные заказы хоть и были очень выгодны, но хлопот доставляли немало. Работу, начинавшуюся вскоре после Христова Воскресения, с трудом заканчивали к Страстной неделе следующего года. Дни перед сдачей становились вовсе сумасшедшими: мастера опасались не успеть или, не приведи господь, что-то в последний момент испортить. И до возвращения Фаберже из Зимнего все оставались на своих местах — вдруг потребуется срочно внести исправления.

При появлении Карла Густавовича в мастерской воцарилась абсолютная тишина. Мастер Пауль Бломериус — он отвечал за заказ в этом году — передвинул на лоб лупу и вопросительно взглянул на хозяина. А придумавшая «Зимнее» Альма Пиль даже не решилась поднять голову. Фаберже подошел к девушке, взял ее руку и поднес к губам: «Вы — умница!» Все с облегчением выдохнули, засмеялись и заговорили одновременно. «Победа, друзья мои, большая победа, — вместе со всеми радовался Фаберже. — Государь в восторге от нашего ледяного яйца».

Особняк на Большой Морской был для Карла Густавовича всем: на верхнем этаже ювелир жил, на нижних располагались магазин и мастерские Faberge London

В семейном деле Альма Пиль начала работать в 1909 году, когда дядюшка Альберт Хольмстрем, возглавлявший в компании мастерскую драгоценных камней, взял ее рисовальщицей. Однако вместо того, чтобы выполнять эскизы, Альма составляла товарные книги, рассчитывала расход материала, заносила в архив созданные изделия. Надеяться на что-то иное не приходилось — на протяжении веков ювелирное дело считалось сугубо мужской профессией. Но однажды в свободную минутку она набросала несколько эскизов. «Что это?» — раздался над головой грозный окрик дяди. Испуганная художница вскочила и рассыпала рисунки. Подобрав листочки, Хольмстрем, едва взглянув, унес их с собой в магазин. А через некоторое время вернулся со словами «Они их заказали». Так Альма Пиль стала первой и единственной женщиной-ювелиром в фирме Фаберже.

Клиенты покупали не только драгоценности, но и искусно выполненные памятные безделицы, такие как этот цветок анютиных глазок в бокале из горного хрусталя bridgeman images/Fotodom

Большое и дружное семейство Хольмстрем частенько собиралось на воскресные обеды у дядюшки Альберта. Кухня в этом доме считалась одной из лучших в Петербурге благодаря «кухонному деспоту» Василисе — бывшей стряпухе Петра Ильича Чайковского. Сама же Альма больше всего на свете любила рисовать.

Но в этот солнечный январский день 1911 года она с грустью смотрела в окно. Художница получила первый серьезный заказ от Фаберже, но огромный, сроки — минимальные, а в голове — ни одной мысли...

Два дня назад Карл Густавович неожиданно вызвал ее к себе. В кабинете он был не один — на диване сидел солидный господин с усталым лицом, седеющей бородкой и пронзительными синими глазами. «Эммануил Людвигович, позвольте вам представить нашего молодого мастера Альму Пиль, — познакомил присутствующих Фаберже. — Мадемуазель Альма, господин Эммануил Нобель».

Девушка взглянула на гостя и дрожащей рукой поправила маленькую шапочку на пышных волосах. Она очень волновалась. Глава российской нефтяной империи, племянник знаменитого Альфреда Нобеля был одним из самых влиятельных и постоянных клиентов Фаберже. В мастерских всегда было в работе несколько его вещей, и он время от времени приходил их осматривать.

Частные заказы клиентов из финансового и промышленного мира в последнее время приобретали все большее значение. Работать с текстильными и нефтяными королями было значительно приятнее, чем со снобами из высшего света. Они не вмешивались в творческий процесс, лишь называли примерную стоимость подарка и указывали, кому он предназначается.

Золотую «Корзинку с ландышами» нижегородские купцы преподнесли императрице Александре Федоровне на коронацию Granger / Bridgeman Images/FOTODOM

На этот раз Эммануил Нобель просил изготовить сорок брошей, намереваясь преподнести сувениры женам иностранных партнеров. «У меня две просьбы: украшения должны иметь абсолютно оригинальный дизайн и быть недорогими, чтобы никто не оценил эти милые знаки внимания как взятки», — с улыбкой уточнил Нобель. Так у Альмы появился шанс себя проявить.

Холодная петербургская зима выбелила инеем окна дома Хольмстремов в загородном Шувалове, и солнечный свет, льющийся через морозные стекла, оставлял на них узоры из многочисленных снежинок. «Они куда интереснее настоящих цветов. И какая точность! Ни единой неправильной линии. Ах, если б они только не таяли!» — вспомнилась Альме любимая с детства «Снежная королева» Андерсена.

...а русская вдовствующая императрица рассердилась. Она писала сестре перед Рождеством: «Дорогая Александра! У меня волосы стоят дыбом. Сейчас праздник, а я не знаю, что тебе подарить. После того как глупый Фаберже у вас открыл магазин, вы сами теперь все имеете» Faberge London

«Снежинки, ну конечно! Вот оно — решение!» — обрадовалась художница. А поскольку в природе не бывает двух одинаковых, она сумела нарисовать сорок неповторимых эскизов. Каждая брошь отличалась оригинальностью рисунка узорчатых линий. Их изготовили из сплава золота с серебром, сверху покрыли платиной и украсили мелкими бриллиантами, дополнившими композицию эффектом ледяного сияния.

Нефтепромышленника вещицы очаровали еще на стадии эскизов. И он расширил заказ! Всю зиму Альма разрабатывала «морозную тему»: на подарочных коробках, в которые упаковывали браслеты, кулоны, броши и брелоки, было написано: «Снежинки из России». Рассказывали, что в кармане у Нобеля всегда лежала такая коробочка — чтобы иметь возможность в любой момент подарить понравившейся даме. Не исключено, что именно он посоветовал привлечь молодую художницу к созданию яйца к Пасхе 1913 года...

Воскресным утром император отправился в Аничков дворец, чтобы вручить пасхальный подарок матери. В столовой уже был сервирован праздничный завтрак.

— Ты один, дорогой? А где же Аликс? — удивилась Мария Федоровна.

— К сожалению, она скверно себя чувствует и осталась дома.

Вдовствующая императрица знала нерасположение к себе невестки, ее нежелание лишний раз встречаться, но благоразумно скрыла обиду.

— Милая мама, позволь преподнести тебе великолепное творение нашего придворного мастера, — вынув яйцо из футляра, государь осторожно поставил его на маленький столик.

— Ники, это какая-то зимняя сказка!

— Яйцо так и называется — «Зимнее». Я уже привык к тому, что Фаберже придумывает что-то замечательное, но на этот раз он превзошел самого себя. Старик сказал, что яйцо изготовлено из горного хрусталя — материала очень хрупкого. Для того чтобы выполнить на нем имитацию морозного узора, скорлупки помещали под воду и там наносили резьбу.

— Он просто гений! Знаешь, когда я сделала у Фаберже свою первую покупку? На выставке в Москве в 1882 году. Приобрела тогда запонки с изображением цикад.

Вдовствующая императрица благодаря огромному числу родственников во всех европейских домах была в известной степени и коммивояжером изделий Фаберже. Если, например, требовалось подарить что-то сестре Александре — королеве Великобритании, она покупала «вещицу» у Карла Густавовича. От монаршей семьи такими «безделушками» заразилась вся британская знать.

Принц Уэльский, будущий король Эдуард VIII, покупая что-нибудь в магазине Фаберже, неизменно заявлял: «Мы не желаем дубликатов» Print Collector/Getty Images
Скорлупки разъединялись, и показывался «желток». В нем сидела хохлатка из разноцветного золота и с рубиновыми глазками. Минни пришла в полный восторг. Фото репродукции портрета царя Александра III с женой Марией Федоровной работы И. Крамского Leemage/Corbis/Getty Images

В 1903 году в Лондоне, сначала на Дувр-стрит, а затем на фешенебельной Нью-Бонд — любимом месте прогулок столичных модников, которых иначе как «бездельниками с Бонд-стрит» не называли, открылись бутики фирмы. Англичане пришли в восторг, а русская вдовствующая императрица рассердилась. Она писала сестре перед Рождеством: «Дорогая Александра! У меня волосы стоят дыбом. Сейчас праздник, а я не знаю, что тебе подарить. После того как глупый Фаберже у вас открыл магазин, вы сами теперь все имеете».

Открытие магазина в Лондоне стало первым серьезным прорывом ювелира на зарубежный рынок: он обслуживал не только английскую клиентуру, но и являлся центром торговли с Францией, США и Дальним Востоком. Руководить филиалом Карл Густавович отрядил младшего сына, девятнадцатилетнего Николая. Несмотря на столь юный возраст, тот успешно справлялся с обязанностями и легко вписался в английское общество. Подружился даже с принцем Уэльским, будущим королем Эдуардом VIII, который, покупая что-нибудь в магазине приятеля, неизменно заявлял: «Мы не желаем дубликатов».

А вот идея пасхальных яиц возникла у супруга Марии Федоровны, императора Александра III. К Пасхе 1885 года он решил заказать у Фаберже для душки Минни (так царь называл жену) диковинную вещицу — что-то напоминающее о ее родной Дании. И рассказал мастеру, что в датской королевской сокровищнице в замке Розенборг в Копенгагене видел удивительное яйцо из слоновой кости с курочкой-сюрпризом внутри, изготовленное где-то в начале XVIII века.

Карл создал собственную версию старинной игрушки. Его «Курочка» была выполнена из золота и покрыта белой матовой эмалью под цвет натурального куриного яйца. Скорлупки разъединялись, и показывался «желток». В нем сидела хохлатка с перьями из разноцветного золота и рубиновыми глазками. Минни пришла в полный восторг, но и это оказалось не все. Когда ювелир дотронулся до хвостового оперения птицы, обнаружилось, что внутри спрятаны шарнирный механизм и еще два секрета: крошечное рубиновое яичко-кулон на цепочке и бриллиантовая корона — точная копия императорской.

Скромная золотая «Курочка» положила начало целой серии пасхальных яиц, которые Фаберже изготавливал для Александра III. Условий было всего три: яйцеобразная форма, сюрприз и уникальность. Карл Густавович сразу же оценил значение этого договора, который давал ему право лично встречаться с императором и благодаря его покровительству получать заказы от самых богатых и влиятельных семейств.

Идея пасхальных яиц возникла у Александра III. В 1885 году он впервые решил заказать у Фаберже для душки Минни (так царь называл императрицу Марию Федоровну) диковинную вещицу — что-то напоминающее о ее родной Дании. Это была золотая «Курочка» Courtesy of Forbes Collection

Следующие тридцать два года на Страстной неделе именитый ювелир приносил в дворцовые покои очередной шедевр. В царствование Николая II работы у мастеров прибавилось, они стали делать по два подарка в год: одно яйцо — вдовствующей императрице, другое — супруге императора Александре Федоровне.

Пасхальные сувениры изготавливались в атмосфере строжайшей тайны. И сюжет нового яйца, и сюрприз, в нем скрытый, сохранялись в секрете даже от заказчика. На настойчивые расспросы императоров Фаберже лишь уклончиво отвечал: «Ваше Величество будет довольно...»

Случалось, работа выходила за стандартные рамки. Так, над знаменитым «Коронационным» яйцом 1897 года — копией позолоченной кареты Екатерины II — мастер Георг Штейн трудился пятнадцать месяцев. Все это время он исправно посещал придворный Конюшенный музей, изучая подлинник. Миниатюрная копия повторяла все детали оригинала вплоть до того, что обе дверцы открывались и изнутри кареты выбрасывались подножки!

А дивный сюрприз в одном из самых невероятных творений Фаберже — пасхальном яйце «Павлин» 1908 года — изготавливали и вовсе три года. Именно столько времени понадобилось Хенрику Вигстрему и мастеру Дорофееву, чтобы «научить» красавца-павлина гордо поворачивать голову и веером распускать хвост.

Сразу после передачи сувенира высочайшему заказчику, оставив фирму на главного дизайнера Франсуа Бирбаума, утомленный Карл Фаберже на месяц-другой отправлялся отдохнуть в Ниццу. Он никогда не упускал случая пожить с легким сердцем и был не чужд радостей жизни: разбирался в тонких винах и слыл большим гастрономом, искусным в кулинарии. Особенно любил поколдовать над салатами: подобрать ингредиенты, придумать новый соус — в этом ювелир оставался абсолютным французом.

...Зимой 1914 года Карл Густавович стоял в своем кабинете у окна. Падал редкий крупный снег, дамы кутались в соболя, мальчишки-разносчики играли в снежки, а у дверей магазина напротив мерз величественный швейцар.

Роскошные апартаменты Фаберже занимали пятнадцать комнат последнего, четвертого этажа. Особенно хороши были рабочая комната и кабинет хозяина, обшитый дубовыми панелями, изящный будуар хозяйки и уникальная библиотека высотой в два этажа, где хранились тысячи книг по искусству. В огромной квартире ювелир жил вдвоем с супругой Августой Богдановной. Их четыре взрослых сына пошли по стопам отца, работали в фирме, но жить предпочитали самостоятельно. Старший Евгений — по соседству с родителями, но в отдельной квартире. Агафон с семьей — на даче в Левашово, Александр возглавлял московский филиал фирмы, Николай — лондонский.

Все это время мастер исправно посещал придворный Конюшенный музей, изучая подлинник. Миниатюрная копия повторяла все детали оригинала вплоть до того, что обе дверцы открывались и изнутри кареты выбрасывались подножки Courtesy of Forbes Collection

У подъезда остановились извозчичьи сани. «Журналисты пожаловали. И зачем только согласился на это интервью», — проворчал Фаберже, но в гостиную все-таки направился. По дороге заглянул в рабочую комнату. Так и есть: опять забыл убрать драгоценные камни, с которыми работал. Жена, дама строгая, часто ругала его за халатное отношение к своим бриллиантам. Ювелир мог оставить их без присмотра на рабочем столе, не опасаясь слуг, и уйти из дома.

Карл Густавович проследовал в просторную гостиную и устроился в удобном кресле с высокими подлокотниками. В комнату вошли двое.

— Владимир Крымов — издатель журнала «Столица и усадьба», — отрекомендовался худощавый усатый господин, — а это наш сотрудник, известный петербургский фотограф Анатолий Павлович.

— Начнем, господа, — постукивая папиросой по портсигару, проговорил Фаберже.

— Вы являетесь поставщиком государя и почти всех европейских дворов, исполняете пожелания американских миллиардеров, английских богачей, на днях выполнили заказ короля Сиама. Считаете ли себя одним из ведущих ювелиров мира?

— Если сравнивать с другими известными фирмами, то у них, вероятно, найдется драгоценностей побольше... Но ведь это торговцы, а не ювелиры. Меня мало интересует вещь, если ее цена только в камнях.

— Поэтому в своих работах вы уравняли их с природными минералами...

— Важна не коммерческая стоимость материала, а художественное совершенство изделия. А природные камни на удивление хороши. Взять, к примеру, пиропы — лучший сорт граната. Шлифуя их в тонкие пластинки, можно добиться удивительных оттенков, начиная от светло-розового до цвета старого бургундского вина — дымчато-красного, — заговорив на свою излюбленную тему, Карл поднялся и принялся мерить шагами комнату. — Ювелирные фантазии не знают границ. Посмотрите сюда, — сказал он, указывая на украшавший один из столиков стаканчик с цветком анютиных глазок.

Лишь приглядевшись повнимательнее, Крымов понял, что перед ним иллюзия. Бокал из горного хрусталя был обработан так искусно, что казалось, будто в него налита вода. И сам цветок был словно живой.

— Но кто покупает такие вещи? Это же выброшенные деньги! Уронишь такой стакан на пол — ничего не останется, — не сдавался журналист.

В царствование Николая II работы у мастеров прибавилось, они стали делать по два подарка в год: одно яйцо — матери императора, другое — его супруге Александре Федоровне фото репродукции картины А. Перевышко «Карл Фаберже вручает Ледяное («Зимнее») яйцо императору Николаю II предназначенное матери — императрице Марии Федоровне в присутствии супруги и цесаревича Алексея»

— Есть люди, которым надоели бриллианты и жемчуг. Да и неловко иногда дарить драгоценности, а такая вещица подходит.

Фаберже умолчал о том, что на Всемирной выставке в Париже в 1900 году жюри отметило: подобные поделки находятся «на пределе совершенства, там, где ювелирное изделие превращается в произведение искусства».

— Нам хотелось бы увидеть вашу «кухню» изнутри. Не могли бы показать мастерские, магазин?..

— Что ж, извольте. Магазин золотых и бриллиантовых вещей расположен в первом этаже, на остальных и в дворовых корпусах — мастерские Хенрика Вигстрема, Августа Хольминга, Альберта Хольмстрема, Альфреда Тилемана.

Фаберже пригласил журналистов в одну из мастерских второго этажа.

— В этом помещении работают с металлами и эмалями, — пояснил он. — Оно оборудовано по последнему слову техники.

Атмосфера, царящая в комнате, где трудилось несколько ювелиров и десятка полтора подмастерьев, поражала какой-то спокойной сосредоточенностью. Здесь не наблюдалось суеты, каждый занимался своим делом.

— Вызывает недоумение одно обстоятельство: никто никогда не уходил от вас, чтобы открыть собственное дело, — заметил издатель журнала о «красивой жизни».

— Мастеров-то Карл Густавович со всем тщанием выбирает, — не удержался один из заклепщиков, сидевших поблизости за семиместным верстаком.

— Вот вам и ответ, — засмеялся Фаберже.

Он умел находить яркие дарования и создавать условия, при которых они могли полностью раскрыться. Так, в подмастерье Хенрике Вигстреме разглядел и дар ювелира, и организаторские способности. И теперь именно Вигстрем отвечал за все главные заказы фирмы. Состарившихся служащих Карл Густавович никогда не гнал, платил жалованье даже восьмидесятидвухлетнему совсем ослепшему граверу, работавшему в фирме с двадцати пяти. Ювелир всегда заботился о сотрудниках: когда художник-миниатюрист Василий Зуев посетовал, что для его тонкой работы в вечно пасмурном Петербурге недостаточно света, Фаберже построил для него студию в Крыму.

Через холл, главным украшением которого был старинный мраморный камин с зеркалом, прошли в магазин. У дверей стоял расторопный швейцар Сергей, бывший дворцовый жандарм. Он отличался огромным ростом и феноменальной памятью, помнил всех клиентов по имени-отчеству и приветствовал каждого гостя. Не успевала дама выйти из экипажа, как швейцар зычным голосом провозглашал на всю Большую Морскую: графиня такая-то! Высокопоставленным покупательницам это льстило. Кроме того, Сергей собирал сплетни о жизни петербургского бомонда, потом спешил в кабинет Карла Густавовича и все ему докладывал. После этого Фаберже точно знал, что предложить клиенту.

Автором этого шедевра стала Альма Пиль, первая и единственная женщина-ювелир в фирме Фаберже из книги Ulla Tillander-Godenhielm Faberge?n suomalaiset mestarit (Faberge’s Finnish masters). Helsinki: Tammi 2011
Перед каждой Пасхой Романовы с нетерпением предвкушали, чем на сей раз удивит придумщик Карл Густавович. В 1913 году он преподнес императорской семье яйцо «Зимнее» Courtesy of Tatiana Fabergе?

В просторном торговом зале, освещенном огромным кругом люстры в стиле модерн и отдельными светильниками над каждой витриной, толпились покупатели. У Фаберже можно было встретить «весь Петербург»: великие князья, респектабельные буржуа, кумиры театральной публики спешили сюда выбрать или заказать подарок, полюбоваться новинками. Особенно многолюдно становилось на Страстной неделе, когда горожане торопились закупить пасхальные яйца.

— У меня может купить каждый, ведь есть совсем недорогие предметы, — заметил Фаберже. — Маленькие пасхальные яички стоимостью три-пять рублей доступны даже горничным.

Делали мастера его фирмы и церковную утварь, и великолепные оклады для икон, украшая их тонкими узорами, разноцветной эмалью и драгоценными камнями, но все-таки большую часть ассортимента составляли вещи практичные: столовые, письменные и туалетные приборы, часы, канделябры, папиросницы, пепельницы, термометры, ручки для тростей и зонтов. При этом число недорогих предметов год от года увеличивалось. Например фирма Фаберже выпускала рамки для фотографий, а с появлением электричества начала изготавливать настольные звонки. Любимым мотивом для них стали экзотические слоники. Их вырезали из камня, чаще всего агата, ставили на коврики из золотой филиграни, а кнопки делали из сапфира, лунного камня или рубина. Утилитарная вещь становилась настоящим произведением искусства.

В торговом зале Карл Густавович простился с репортерами:

— Извините, господа, но дела фирмы требуют безотлагательного внимания.

Летом того же года Россия вступила в войну с Германией, и для Фаберже начались непростые времена — спрос на ювелирные изделия резко упал, требовалось приспособить мастерские к нуждам фронта. Компания начала изготавливать походную утварь для солдат: тарелки, кружки, котелки, самовары, полевые чайники, примусы. На весь ассортимент обязательно ставилось клеймо «Фаберже». Как странно, наверное, было видеть его в окопной грязи... А после получения военного заказа в московском филиале стали выпускать ручные гранаты, гильзы для артиллерийских снарядов, ударные и дистанционные трубки, латунные втулки. Военное ведомство не раз отмечало продукцию фирмы за ювелирную точность исполнения. Медицинские шприцы, использовавшиеся в военных лазаретах и санитарных поездах, также являлись изделиями Фаберже — на их производство перепрофилировали мастерскую Альберта Хольмстрема. Выпускались и специальные емкости для стерилизации шприцев. Заняв своих мастеров, Карл Густавович помогал им избежать мобилизации.

Икона в окладе работы фирмы Фаберже, выставленная на торги Sotheby’s, 1916 год Alamy Stock Photo/ТАСС

Особое место в военном ассортименте занимали царские подарки для георгиевских кавалеров. Не раз случалось, что Николай II лично звонил заведующему магазином Гурье, чтобы сообщить, что за солдатскими подарками послан автомобиль с фельдъегерем. Михаил Антонович быстро набирал полный чемодан портсигаров, пепельниц и подстаканников.

Фаберже по-прежнему выполнял и личные заказы императорской семьи, но совестливый государь попросил делать пасхальные сувениры поскромнее. Ювелир внял пожеланию и в 1916 году изготовил аскетичное «Военное стальное» яйцо, имевшее форму артиллерийского снаряда.

После октября 1917 года на Большой Морской закрывались магазин за магазином, а Дом Фаберже существовал так, будто в Петрограде ничего не происходит. Некий знакомый, встретив однажды Карла Густавовича, поинтересовался, как ему живется.

— Живется, конечно, неважно, — ответил прославленный ювелир. — Но торгую как никогда. И только дорогими предметами.

— Кто же у вас покупает?

— Главным образом солдаты и матросы.

Теперь вместо великих князей к роскошным витринам магазина Фаберже устремлялись новые покупатели — комиссары, революционные матросы с мешками денег, сомнительные личности, разбогатевшие на военных поставках. Заглядывались на драгоценные колье, требовали показать медальоны, элегантные аграфы и портсигары в стиле Людовика XV.

Почему большевики не покушались на столь лакомый кусок, понять трудно. Мудрый старик воспользовался этой оплошностью и сдал свой особняк в аренду швейцарской миссии, чтобы находиться под дипломатической защитой. Новая власть, не желая международных осложнений, позаботилась об охране иностранной собственности.

В доме Фаберже поселился посол Швейцарии Эдвард Одье — добрый знакомый Карла. Восхищался роскошным особняком, рассматривал коллекции гравюр старого Петербурга и японских нэцке, которые собирал хозяин, трапезничал с ним за большим круглым столом. Плату за аренду Карл Густавович не назначил, попросил только позаботиться о шести кожаных чемоданах «с личными вещами семьи» (среди них были и предметы, переданные ювелиру на хранение) и саквояж с драгоценностями. Швейцарцы охотно согласились, и кассир миссии Циммерман оформил «багаж Фаберже». Составили двадцатистраничную опись. Копия списка дает представление о стоимости вещей в одном только скромном потрепанном саквояже — миллион шестьсот три тысячи шестьсот четырнадцать золотых рублей.

Большую часть ассортимента составляли вещи практичные: часы, канделябры, пепельницы, ручки для тростей... Письменный прибор из нефрита работы фирмы Карла Фаберже, начало XX века. Предметы из Коллекции Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН предоставлено В. Скурловым

Между тем Петроград погружался во тьму — улицы освещались с каждым вечером все хуже. По мостовым беспрестанно тарахтели грузовики «летучих» отрядов красногвардейцев, ночную тишину нарушал треск ружейной стрельбы, а иногда и короткие пулеметные очереди. По Адмиралтейской стороне прокатилась волна ограблений: только за одну ночь обнесли шесть ювелирных магазинов. Впрочем, приходили и днем, предъявляли ордера с печатями, обыскивали, размахивая револьверами, могли и убить под горячую руку. Остановить беспардонный грабеж было невозможно. Но до поры швейцарский красный флаг с белым крестом надежно охранял дом Фаберже и покидать Россию Карл Густавович не торопился. Как и многие, верил, что большевики долго не продержатся и все пойдет по-прежнему. И только когда до Петрограда дошли слухи об убийстве царской семьи, старый мастер понял: все более чем серьезно.

После убийства Урицкого и покушения на Ленина по Петрограду прокатилась волна красного террора: аресты, взятие заложников, массовые расстрелы становились делом обычным. Пострадали даже иностранные подданные — было разгромлено английское посольство и убит его военно-морской атташе Кроми.

Вечером двадцать четвертого сентября 1918 года Карл Густавович вызвал к себе старшего сына.

— Я получил известие о том, что нахожусь у большевиков в черном списке, — странным бесцветным голосом сказал он. — И ареста можно ждать в любую минуту...

— Нужно срочно бежать, папа! — испуганно воскликнул Евгений.

— Именно это и собираюсь сделать. Восемнадцатого сентября я подал документы в германское консульство. Оно действует в Петрограде на основании Брестского мира и дает возможность уроженцам земель, оккупированных немцами, уехать на родину предков. А твой дед Густав, знаешь сам, родом из Пярну. Это единственная возможность вырваться. Ночью уезжаю поездом в Ригу.

— А что нам делать с матушкой?

— Как только устроюсь, приедете. Но до этого ты должен завершить дела. Вывезти ценности невозможно — на таможне обдирают как липку. Их надо спрятать в доме и у доверенных лиц — друзей, мастеров, слуг. И обязательно составить описи, ведь мы должны не только оберегать свое состояние, но и стеречь интересы клиентов.

Этот наказ Карл Густавович мог дать только Евгению: Николай оставался в Лондоне, Александр заведовал московским магазином, с Агафоном отец был в ссоре.

Особое место в военном ассортименте занимали царские подарки для георгиевских кавалеров. Царь лично звонил в магазин, чтобы сообщить, что послал за ними автомобиль с фельдъегерем. Крест для служащих лейб-гвардии Конной артиллерии и золотой портсигар из архива В. Скурлова

— Все сделаю, папа, не беспокойся, — пообещал старший сын.

Через месяц после отъезда главы фирмы произошла более чем странная история. Швейцарцы якобы узнали о готовящемся на консульство налете и поспешили перенести двадцать семь чемоданов, включая те, что принадлежали Фаберже, в более безопасное здание норвежской миссии на набережной Мойки — огромный дом с большими подвалами. При этом господин Одье, ежедневно встречаясь с Евгением Фаберже за завтраком, почему-то забыл поставить его в известность. На вторую ночь к норвежской миссии подъехало несколько пролеток с налетчиками. Вооруженные сторожа не оказали сопротивления — по слухам, они оказались пьяны. Большую часть чемоданов, включая «драгоценный багаж» Фаберже, похитили. Позднее нашелся свидетель, видевший, как молодцы подозрительного вида с похожими чемоданами садились в московский поезд.

От кого швейцарский посол узнал о готовящемся ограблении? Кто информировал бандитов о переносе чемоданов и саквояжа из дома Фаберже в норвежское посольство? И наконец, кто мог совершить столь дерзкий налет? Переодетые чекисты, матросы, мало чем отличающиеся от лихих людей, черные боевики-анархисты? Увы, вопросов больше, чем ответов...

Когда волна революции докатилась до Латвии, Карл Фаберже выехал в Германию и осел в Висбадене. Только в декабре 1918 года Евгений с матерью, где пешком, где на санях через заваленный снегом лес сумели добраться до Финляндии. А в марте 1920-го, отсидев семь месяцев в Таганской тюрьме, перебрался за границу еще один сын Фаберже — Александр. Воссоединившаяся семья нашла приют в отеле Bellevue в крошечном швейцарском городке близ Лозанны.

Карл Густавович часто сидел в задумчивости в инвалидном кресле на террасе отеля. Вокруг него раскинулась чистенькая, игрушечная, живописная Швейцария: ярко-зеленые холмы, террасовые виноградники на солнечных склонах, буколические деревушки... Но красоты Швейцарской Ривьеры не радовали старого ювелира, нравилось ему только Женевское озеро, в форме полумесяца раскинувшееся в пойме Роны. Временами, когда из-за дымки горные склоны на противоположном берегу едва угадывались, оно выглядело совсем как море. И тогда начинало казаться, что он на берегу Финского залива, где пронзительно кричат чайки, бьют волны прибоя и веет свежий балтийский бриз.

Узнав, что находится у большевиков в черном списке, осенью 1918 года знаменитый ювелир спешно покинул Россию. Лишенный возможности заниматься на чужбине любимым делом, последний год он очень болел, хандрил и порой не желал разговаривать даже с членами семьи. С женой Августой Богдановной и сыном Евгением Courtesy of Tatiana Fabergе?

Фаберже так и не оправился от шока Октябрьской революции, был сломлен духовно и физически. Последний год старик очень болел — мучили частые сердечные приступы, хандрил и порой не желал разговаривать даже с женой и сыновьями. Лишенный возможности заниматься любимым делом, Карл Густавович страдал от бездействия и часто повторял: «Жизни больше нет». Мучили его и мысли о сыне Агафоне — ходили слухи, что того расстреляли в красном Петрограде.

Великого мастера не стало утром двадцать четвертого сентября 1920 года. По воле усопшего тело кремировали под звуки Торжественной мессы любимого им Бетховена. В 1930 году сыновья доставили урну с прахом отца во Францию — перевозили тайно, в корзине с бельем, перемещать прах через границу было противозаконно — и перезахоронили в Каннах на кладбище Гран-Жас, где уже покоилась их матушка Августа Богдановна. Надгробие, в соответствии с желанием отца, сделали в виде большой черной каменной плиты с простым серым крестом.

Продолжателями семейной традиции стали внук мастера Тео и его правнучка Сара, но повторить успех Карла Густавовича пока не удалось никому TopFoto.co.uk/Fotodom

Со смертью старого мастера погибло и его искусство. В парижской эмиграции Евгений и Александр Фаберже открыли небольшое предприятие «Фаберже и К°», но они только делали копии изделий отца, а также занимались реставрацией ювелирных изделий легендарной фирмы.

Николай, закрыв магазин в Лондоне еще в 1917 году, остался в Англии, а слухи об Агафоне оказались недалеки от истины: его трижды водили на расстрел, но каждый раз «внезапно» миловали. Надеялись, что расскажет, где спрятаны «несметные сокровища» семьи. Отсидев шестнадцать месяцев в тюрьме, он чудом выжил и даже какое-то время работал оценщиком Гохрана. Но зимой 1927 года бежал с семьей по льду залива в Финляндию, где и прожил оставшиеся годы в крайней нужде, распродавая свою богатейшую коллекцию марок.

Продолжателями семейной традиции стали и внуки мастера: Федор с Игорем — сыновья Агафона и Тео — сын Николая, а также его правнучка Сара, но повторить успех Карла Густавовича пока не удалось никому.

Большевики с размахом продавали изделия Фаберже за границу. Только в 1931—1934 годах через корпорацию Торгсин (торговля с иностранцами) ушло четырнадцать пасхальных яиц. Вернуть хоть что-то до недавнего времени казалось абсолютно нереальным, однако...

После нескольких лет скитаний коллекция наконец обрела постоянное пристанище в Шуваловском дворце Петербурга, где открылся Музей Фаберже Культурно-исторический фонд «Связь времен»

В январе 2004 года семейство Форбс объявило о своем намерении выставить на Sotheby’s уникальную коллекцию ювелирных изделий Фаберже — более двухсот лотов, включая девять императорских яиц (всего из более чем пятидесяти созданных до наших дней, по некоторым данным, сохранилось сорок шесть).

Торгов с нетерпением ждали серьезные собиратели Фаберже, но случилось непредвиденное: еще до открытия аукциона дирекция Sotheby’s сообщила о завершении сделки и приобретении всей коллекции российским нефтяным и алюминиевым магнатом Виктором Вексельбергом — случай в аукционной практике беспрецедентный.

Сумма сделки держалась в тайне, но по экспертным оценкам составила от ста до ста сорока миллионов долларов. Как заметили члены семейства Форбс, имея в виду, что предметы вернулись на родину, произошло «изумительное по своей романтичности завершение одного из величайших событий в истории искусств».

После нескольких лет скитаний коллекция наконец обрела постоянное пристанище в Шуваловском дворце Петербурга, где открылся Музей Фаберже. Среди экспонатов можно увидеть знаменитое «Коронационное» яйцо с золотой скорлупой и крохотной каретой внутри, усыпанное розовыми бриллиантами «Лавровое дерево» и ту самую «простенькую «Курочку», с которой все началось.

Увы, волшебное «Зимнее» яйцо в Россию не вернулось. Двумя годами ранее, в 2002-м, оно было выставлено на торги аукциона Christie’s и за девять с половиной миллионов долларов выкуплено одним из арабских шейхов — тогдашним эмиром Катара Хамадом бин Халифом Аль Тани. Сверкающие снежинки Альмы Пиль по-прежнему не тают...

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх