На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 397 подписчиков

Свежие комментарии

Марина Хлебникова. Две половинки целого

Нике было лет двенадцать, когда она задала мне очень недетский вопрос: «Мам, а мой папа точно не...

Марина Хлебникова из архива М. Хлебниковой

Нике было лет двенадцать, когда она задала мне очень недетский вопрос: «Мам, а мой папа точно не Антон?..»

Сегодня будет много откровений. Делюсь самым дорогим с единственной целью: чтобы люди поняли, что столкнувшись с горем, сильнее которого, кажется, не бывает, можно найти силы жить дальше. У меня получается — как птица феникс, возрождаюсь из пепла.

Перебираю фото. Их много — больше десяти альбомов. Мама шутит:

— Случись пожар, какие ценности вытащишь первыми?

Отвечаю:

— Конечно фотографии!

Всегда думала: зачем так много снимаю? Но мне нужны фото самых дорогих людей: бабушки, дедушки, сестры, брата, племяшек. Школьные друзья — вот они, со мной. Как в моей песне:

Старая в альбоме есть фотография,Мы на ней словно мафияИли просто семья...

Это же все из жизни.

Дружим с шестого класса — с тех времен, как играли в школьной группе. Столько лет прошло, а ребята мои по-прежнему часто звонят:

— Маринка, если нужна помощь, только свистни — сразу примчимся!

— Спасибо, мои хорошие!

По жизни я человек общительный и крайне веселый. Похулиганить, похохотать — это ко мне. Обожаю своих родителей, они лучшие в мире. Уткнешься, бывает, маме в плечо, она обнимет: «Доченька моя...» Я так счастлива, что они живы и рядом!

Очень люблю дочку. Люблю жизнь. Музыку люблю. Концерт, после которого зрители счастливы, благодарят, уходят воодушевленными, окрыленными, — счастье, ни с чем не сравнимое для артиста.

Но начинала я как пианистка. Сначала было Гнесинское училище, потом институт. С огромной теплотой вспоминаю педагогов. Саямов, Тарнавская, Волкова, Славинская — профессура, золотой фонд нашей музыки.

Елена Борисовна Щербакова сказала: «Марина, рояль — мужской инструмент». И этим объяснила, почему мне так сложно играть на фортепиано. А ведь правда тяжело, почти невозможно. Оказывается, из-за внешней фактуры. Я маленькая: и рост, и вес... А для фортепиано нужна сила удара. Мне ее не хватало. Но я, как говорит мама, упрямая как ослик. Решила доказать, что освою инструмент.

Договорилась с руководством музыкальной школы в моем родном Долгопрудном и приходила туда в выходные. Играла по восемь часов в день. С собой пузырек медицинского клея, такого, что раны затягивает. Он был необходим. На третьем или четвертом часу занятий кожа на моих мизинцах и больших пальцах лопалась до крови. Я промокала рану, заливала клеем и снова играла. Эти пальцы на обеих руках из-за интенсивных тренировок у меня по сей день искривленные.

Начинала я как пианистка. Сначала было Гнесинское училище, потом институт. Здесь мне семнадцать из архива М. Хлебниковой

В институте училась на фортепианном факультете, а на третьем курсе стала заниматься заодно и на эстрадном. Решила — вторая профессия не помешает. Тем более что с детства любила петь перед зеркалом, держа расческу вместо микрофона. Отнесла документы, через несколько дней у меня дома раздался звонок. А я куда-то отлучилась, трубку взяла мама.

— Мне бы Марину, — сказал незнакомый, очень красивый мужской голос.

— Ее сейчас нет, — ответила моя Ирина Васильевна. — А кто спрашивает?

— Лев Лещенко, — сообщили на том конце провода.

Мама была убеждена, что ее разыгрывает кто-то из моих друзей-мальчишек. Рассмеялась в трубку:

— Да-да, Лещенко-Клещенко... Так Марине и передам.

А это вправду звонил Лев Валерьянович! Он был мастером курса на эстрадном отделении. Позже никогда мне этой истории не припоминал, ее мне поведала мама. Очень благодарна Льву Валерьяновичу. Я-то привыкла вцепиться в инструмент и играть — мэтр бился со мной, объясняя, что держит зал тот, у кого микрофон. Научил работать на аудиторию в десять — пятнадцать тысяч человек.

Правда после второго курса на экзамене по вокалу мне влепили двойку. По идеологическим, как я понимаю, соображениям. Я исполнила песню моего друга Сергея Катина (поэт, композитор, один из основателей группы «Дюна» и отец будущей солистки группы «t.A.Т.u.» Лены Катиной. — Прим. ред.), там были такие слова: «Мы самый могучий, мы самый правдивый, мы самый счастливый и самый ленивый русский народ». Кстати, позже эту песню пели на своих концертах и «Дюна», и Лариса Долина — и ничего... А меня за нее отчислили с факультета.

Я порасстраивалась, но недолго. Ведь у меня еще оставался фортепианный, который в итоге благополучно окончила с оценкой «отлично» по главному предмету — академическому фортепиано. Чтобы вы понимали: пианист — высшая каста. Так что двойбан по эстрадному вокалу — это было вообще фиолетово. Даже родители спокойно к этому отнеслись.

Ко всему прочему у меня вполне благополучно развивалась карьера артистки. Уже вовсю работала на сцене!

В семнадцать лет впервые отправилась на гастроли, пригласил композитор Александр Иванович Москвин. Он выступал с творческими встречами, и ему требовалась певица. Один из первых моих концертов состоялся в Саратове. Это чудесная история. Заселились в гостиницу, но в моем номере оказалась разбита форточка, да еще дверь изнутри не закрывалась. Попросила переселить, мне дали другую комнату. Захожу — а там стоят чьи-то вещи.

Н. Шаханов из архива М. Хлебниковой

Через некоторое время на пороге появляются двое мужчин. В юности все смелые и дерзкие, заявляю им так нахально: «Меня сюда заселили, а вы забирайте свои сумки и уматывайте! Я артистка, у меня вечером концерт!» Они ни слова не говоря уходят. А на концерте Москвин подводит ко мне одного из этих товарищей. Говорит: «Мариночка, этот человек много сделал для музыки, хочу, чтобы вы познакомились, у него очень интересный коллектив, рок-группа». Тот смотрит на меня и смеется. Протягивает руку: «Очень приятно, будем дружить. Я Бари». Это был Алибасов.

Кстати, когда его самого спрашивают о нашем знакомстве, он выдает совершенно иную версию, ни слова про гостиницу: дескать, впервые увидел Хлебникову на сцене, послушал, как она поет, и отметил про себя, что это уникальная певица, русская Дженис Джоплин. Особенно ему нравится, как я исполняю блюз.

Бари — один из самых мощных учителей в моей жизни, я его обожаю. Он пригласил меня работать в «Интеграл», это было в 1987-м. Через два года создал «На-На». Рок в стране загибался, сердцами зрителей завладели «Мираж» и «Ласковый май». Пришло время поп-музыки. Помню, как Бари прямо-таки орал в студии — не конкретному кому-то, это был крик души: «Сейчас другое время! Нужна «мальчуковая» группа! Они должны стать секс-идолами для публики! Легкая запоминающаяся музыка, яркие сценические костюмы! Как вы этого не понимаете?! Вы консервативны, у вас закостенелый мозг!» Не ругался, а с мальчишеской горячностью доказывал свою точку зрения.

Он объявил кастинг. Пришли тысячи желающих! Бари с каждым разговаривал, фотографировал... Потратил, наверное, тысячи часов, чтобы найти лучших. И в итоге собрал настоящий золотой состав: Владимир Лёвкин, Валерий Юрин, Вячеслав Жеребкин и Владимир Политов, чуть позже пришел Павел Соколов. Кроме солистов еще были музыканты и постановщики танцевальных номеров — тоже мегапрофессионалы.

Антон Логинов был брейк-дансером. Кстати, он участвовал в танцевальных сценах вышедшего на экраны в 1986 году фильма «Курьер», потом попал в «На-На». Поначалу взяли солистом, позже стал постановщиком танцевальных номеров. Первая наша встреча случилась на репетиционной базе на Плющихе, я его тогда толком и не заметила — работала и не отвлекалась. А вот он спустя немного времени признался, что влюбился с первого взгляда, но не показывал своих чувств — скромничал.

Помню, как Бари прямо орал в студии — не конкретному кому-то, это был крик души: «Сейчас другое время! Нужна «мальчуковая» группа!» из архива М. Хлебниковой

А потом были гастроли в Алма-Ате, там мы выступали в здании цирка. Я обратила внимание, что один из членов нашего дружного экипажа заболел, это был Антон. Налицо все симптомы простуды, начала его лечить. Не знала, что у него аллергия на лошадей, загоны с которыми находились здесь же, в цирке. Давала ему микстуры, растирала «звездочкой»... Он послушно все принимал и не признавался, что аллергик. Был благодарен за любую помощь.

Когда закончились гастроли, болезнь его прошла, но расцвела любовь — теперь уже взаимная. Ухаживал Антон скромно. На гастролях утром в мой номер скребется: «Не спишь? Я завтрак принес...» И каждый день носил! Мы вернулись в Москву. Он познакомил меня со своими родителями, бабушкой и дедушкой. Чудесные люди, дед, герой Великой Отечественной войны, был военным летчиком. У нас очень похожие семьи — любящие, дружные. Мои мама с папой тоже тепло приняли Антона.

Мы поселились вместе — сначала у моей подруги, а позже переехали в квартиру Тохиных дедушки и бабушки, они выделили нам одну из двух комнат. Моя мама подарила стенку, бо?льшую часть которой заняли книги, мои ноты и пару полочек — шмотки. Стенка эта да диван занимали все пространство комнаты. Разберешь диван — и пройти нельзя.

Но это не имело значения — главное, мы были вместе. Ездили в Евпаторию с ближайшим Тохиным другом Ленькой Агутиным и его тогдашней девушкой Светой. Сняли квартирку, где, помню как сейчас, были ужасно неудобные диваны, после них зверски болела спина. Но мы были молоды, и бытовые мелочи казались пустяками. Зато у нас лето, море, солнце, юг. Мы бесконечно хохотали. Днем купались и загорали, вечерами отправлялись в популярные тогда видеосалоны. Маленькая комната, душно, жарко, набьется человек двадцать — смотрят видак... Клево же!

Он собрал настоящий золотой состав... С Вячеславом Жеребкиным, Павлом Соколовым, Владимиром Политовым и Бари Алибасовым из архива М. Хлебниковой

В Москве тоже с Ленькой бывали друг у друга в гостях. Он, как и я, играл на пианино — и мы импровизировали в четыре руки. Леня был таким солнечным, веселым. Это сейчас он заматерел, может ответить на письмо, а может и нет. Занят очень, я его понимаю.

В нашей комнатушке часто собирались друзья. Их было много: поэт Герман Витке, певец Валерий Панков, «нанашки», Сергей Катин, певец и композитор Дмитрий Чижов, композитор Александр Клевицкий, мои институтские подружки. Бабушка и дедушка Антона всех тепло принимали, угощали. Бабушка Зинаида Сергеевна еще и на телефонные звонки отвечала, докладывала нам: «Мариночка, Антон, звонили из концертного зала, оставили свой номер...»

Взлет Марины Хлебниковой — это в первую очередь заслуга команды... Мы многое прошли плечом к плечу из архива М. Хлебниковой

Зимой предложили восстановиться на эстрадном факультете института. Меня и еще троих одногруппников перевели от Лещенко к новому педагогу — Александру Градскому. На первую встречу он пригласил нас, всех четверых, к себе домой. Как сейчас помню эту картинку: Александр Борисович сидит на кухне, на столе селедка и семечки. Смеясь, спрашивает нас:

— Вы понимаете, что и то и другое вокалисту есть нельзя?

— Понимаем.

— Так вот, — невозмутимо отвечает мэтр, — все это фигня! Потому что после рыбы и семечек я все равно беру ноту... — и берет свое знаменитое верхнее «до». — Все, что мне от вас нужно, — резюмирует педагог, — будьте собой и честно делайте свое дело.

И это тоже было уроком.

Марина Хлебникова из архива М. Хлебниковой

В тот дипломный год я могла бы в первый раз стать мамой. Мы с Антоном обсудили ситуацию. Понимали, что если оставим ребенка, я не смогу защитить диплом. И приняли, как сейчас понимаю, жутко неправильное решение: я выбрала учебу и сцену.

От Бари ушла в сольное плавание. Он меня поддержал: «У тебя обязательно получится!» Я ему благодарна за все, а за эти слова — в особенности. И все получилось. Мою песню «Случайная любовь» на радио по просьбам слушателей ставили до тридцати раз в сутки. Позже выстрелила «Чашка кофею» — в конце мая мы принесли ее на «Русское радио». В августе песня звучала, как говорят артисты, «из каждого утюга». Антон, также ушедший от Бари, был саунд-продюсером, звукорежиссером, бас-гитаристом, тылом, надежным плечом. Взлет Марины Хлебниковой — это в первую очередь заслуга команды. Клавишник и звукорежиссер Леша Образцов, директор группы Саша Барзунов, пресс-атташе Наташа Петькина — очень важные для меня люди. С ними и Антоном мы многое прошли плечом к плечу. Пахали до семи концертов в день, приезжали домой и падали как бобики.

В новогоднюю ночь с 1995-го на 1996-й нас с Антоном — вдвоем, остальные не смогли — пригласили выступить на корпоративе в Тольятти. Я пела, а он стоял на звуке. Ближе к двенадцати мы оказались в разных концах зала. А когда забили куранты, не сговариваясь схватили по маленькому бокальчику шампанского (чисто символические — считаем неправильным выпивать на концерте) — и бросились друг к другу. Встретились ровно посередине зала, рассмеялись и обнялись. Какое счастье, что мы и этот год, и все последующие пройдем рука об руку!

Агутин был солнечным, веселым. Это сейчас он заматерел... Леонид — один из ближайших друзей моего Антона из архива М. Хлебниковой

Весь гонорар за выступление — до копейки — потратили на музыкальную аппаратуру. Это была первая покупка для собственной музыкальной студии, о которой оба мечтали. Помещение приобрели уже в следующем году на гонорар от продажи альбома «Чашка кофею». Сделали ремонт, в студии и поселились.

Мы не расписывались. Обсуждали этот вопрос и решили, что штамп — плохая примета: если поставим, тут же разбежимся. Почему-то оба так думали. Были перед глазами примеры нескольких друзей, разошедшихся почти сразу после регистрации.

Я вообще верю в приметы. В 1991 году, в пору работы у Бари, в Дагомысе снимали фильм «Солнце, воздух и... «На-На». Я купила там себе игрушечного львенка на двух лапах, с глазами-пуговицами. Назвала Столбиком и всюду таскала с собой. Однажды не взяла его на гастроли, и что вы думаете — наш поезд, вместо того чтобы отправиться на Волгоград, по ошибке ушел в депо. В другой раз тоже была без львенка, и самолет задержали из-за непогоды на двое суток, пришлось ночевать в аэропорту. Столкнулась там с Таней Овсиенко, я должна была лететь в Тольятти через Самару, а она — на Север. Ее рейс задержали из-за снегопада, мой из-за тумана. Мы расстелили шубы на полу, так и спали. На одной половине лежишь, второй укрываешься как одеялом. А в третий раз я застряла в Одессе — из-за обледенения взлетной полосы самолеты не выпускали. В Москву пришлось возвращаться поездом, львенок тоже оставался дома. С тех пор без него никуда!

Но дело не только в приметах. Не штамп заставляет мужчину и женщину быть вместе, а любовь и понимание. У нас с Антоном было и то и другое.

Я ужасная кошатница, собираю фигурки и фотографии кошек. Тоха умудрялся находить потрясающие экземпляры, что-то печатал на фотобумаге и дарил мне. Некоторые подписывал на обороте. На одной, например, такое: «Я не могу тебе подарить ни бриллианты, ни яхту дорогущую, ни машину. Но могу многое делать для тебя своими руками». Лампочку вкрутил, шкаф поставил, полочку прибил.

У моих родителей есть дом во Владимирской области. Самый обычный — деревянный, с русской печкой, там прошло мое детство. Отправляемся туда каждое лето. Антон с удовольствием присоединился к этой семейной традиции. Первым делом грузил в машину свой ящик с инструментами, а по приезде в деревню принимался проверять электрику в доме, все ли работает. Я обожаю копаться в земле — Тоха помогал делать грядки, сажать. Не то чтобы ему нравилось это занятие, но оно нравилось мне, а значит, он должен был что-то делать рядом.

Мы не расписывались. Обсуждали этот вопрос и решили, что штамп — плохая примета: если поставим, тут же разбежимся. Мы с Тохой в самом начале отношений из архива М. Хлебниковой

Увлекся изготовлением витражей, в студии оборудовал себе мастерскую. Заходишь — воняет краской, Антон сообщает, что красил витраж до шести утра, не спал, но сделал. Его въедливость и дотошность и восхищали, и бесили одновременно. Компьютер сломался, базы накрылись. Мастер не смог быстро починить — Антоха сидит и разбирается. Под глазами черные круги, не спал двое суток, трое. Что-то читал по теме, ковырялся — и доводил дело до конца.

Был максимально сдержанным в эмоциях и безотказным. Кто бы чего ни попросил — мои родители, друзья... Директор Саня зашивается, всего не успевает:

— Антон, надо распечатать и раздать посадочные талоны на самолет.

— Сейчас сделаю.

Без вопросов, по первому зову, хотя это не входило в круг его обязанностей.

Он был очень заботливым. Бывало, звоню, сообщаю, что у врача.

— Ты меня заберешь?

Могла бы и не спрашивать.

— Конечно, сейчас приеду, — подрывался в один миг.

Привезти лекарства, съездить за продуктами — его и просить не надо было.

Сижу у подруги — Антон сто раз позвонит: «Может, вам привезти что-нибудь? Молочка? Чаю? Чего-нибудь вкусненького?» Знаете, как его называли мои подружки? Ланселот, рыцарь. Говорили не без зависти: «Хорошо тебе, у тебя есть Ланселот...» Он обладал адским терпением! Как мой папа. Я могла быть недовольна чем-то на концерте — случаются моменты, которые саму не устраивают, за кулисами срываешься на всех, кто под руку подвернулся. И себя грызешь. Это перфекционизм. Антон подходил, брал меня за руку, спокойно и уверенно произносил: «Подожди, выдохни, на самом деле все хорошо...» Он всегда принимал мою сторону и этим меня успокаивал. У него имелся один-единственный, на мой взгляд, жуткий недостаток. Мы могли поругаться по мелочи. Ну, например, он просит:

— Вымой ложку, мне сейчас некогда!

— Не вымою!

Просто плохое настроение, нашипела на него и ушла в другую комнату — хочется иногда побыть одной. А он тут же припирался мириться, это страшно раздражало. Кричу ему: «Не лезь ко мне!» А он садится рядом и сидит молча. Не мог находиться со мной в ссоре. Но мне-то надо успокоиться в тишине! Шиплю пуще прежнего, он, расстроенный, уезжает. Два часа проходит — я успокоилась, звоню: «Антон, ты где?..» Тоже не могла долго без него. Но сначала надо было выпустить пар, такая я «шипучка». Он возвращался как ни в чем не бывало, и снова у нас мир и дружба.

Влюбилась в другого — бизнесмена Майданича из архива М. Хлебниковой

Почти десять лет были вместе. А потом я влюбилась в другого — бизнесмена Михаила Майданича.

Познакомились случайно. Предыстория такая: Миша отдыхал в стриптиз-клубе на Красной Пресне. Там же оказался мой хороший друг Макаренков, тоже Миша, — журналист, режиссер, снимал в том числе эротические телепрограммы и знал, наверное, всех стриптизерш Москвы. С Майданичем они приятельствовали. Присели за один столик. Майданич, по словам Макаренкова, вслух рассуждал: кольцо с бриллиантом подарить этой танцовщице или той? Он был новым русским, деньги девать некуда. Макаренков сказал ему: «Мишань, на хрена тебе это надо — дарить кольцо незнакомой танцовщице? Лучше дай эти деньги Хлебниковой, она талантливая певица. А я ей клип сниму». Макаренков нас и познакомил.

На мне тогда долг висел — взяла деньги на съемку ролика. Майданич этот долг погасил, сказал мне: «Вы ничем не обязаны, это подарок». Около года мы общались как друзья. У Миши тогда была женщина, а у меня Антон. Приезжали в гости и вчетвером ужинали, играли в шахматы...

Но однажды, сама не знаю, как это вышло, нас с Мишей накрыла бешеная страсть. Как говорится, башню снесло. Он ухаживал фантастически! Умение завоевать женщину — отдельное искусство, очень немногие мужчины им владеют. И ухаживание не заключалось в заваливании деньгами. Это были сюрпризы — неожиданные, с фантазией. Я понимаю, за что его может любить женщина, — он сладкоречив и внимателен. Профинансировал мой сольный концерт. За свою жизнь дала сотни «сольников», но подобного — с таким оснащением и количеством техники, спецэффектов, да еще и снятого одним из лучших режиссеров-постановщиков Николаем Викторовым, — больше не случилось. Это был подарок от Миши. Он расстался со своей девушкой и говорил, что любит меня, звал замуж. Я не изменяла Антону. Но приняла решение...

Самолет приземлился, как сейчас помню, в 19:40. Я была в джинсовом пальто и джинсах, летела с записи джинглов — работала в Париже с радиокомпанией как вокалистка. Тоха встретил, подарил мои любимые сиреневые хризантемы.

Когда приехали домой, сказала ему, что ухожу. Он заорал «Нет!» — и шандарахнул тарелку об пол. Когда-то, еще в самом начале нашей совместной жизни, мы договорились, что если сердимся, то друг на друга не орем, а если срываемся, то на предмете...

Могла бы в первый раз стать мамой. Мы с Антоном обсудили ситуацию. Понимали, что если оставим ребенка, я не смогу защитить диплом А. Ломохов/PhotoXPress.ru

Мне вдруг стало так страшно от собственного решения! Как же буду жить-то без Антона?! Но страсть взяла верх, и я уехала к Михаилу. Частями перевозила свои вещи, представляю, как было больно Тохе. Он оставался в нашей команде, по-прежнему приезжал на репетиции и концерты, но находился в жутком состоянии. Под глазами черные круги, говорил, что не может спать, не улыбался.

Тоха продолжал жить в студии. Сказал так: «Это наш с тобой дом. Мы его вместе покупали и обустраивали, и я не хочу никуда отсюда уезжать». Позже я поселила у него кошку породы мейн-кун, чтобы ему не так скучно было. Мы назвали ее Патрицией в честь героини нашей общей любимой книги «Три товарища» Ремарка. Тоха ее обожал.

Спустя несколько лет разговаривали о нас. Я спросила:

— Почему ты так легко отпустил меня, не боролся?

Он ответил, как всегда сдержанно и спокойно:

— У меня есть два правила. Второе из них — если любимой женщине с другим мужчиной лучше, чем со мной, я отпущу. Если тебе будет хорошо — то и мне хорошо, а со своими чувствами я как-нибудь разберусь. А первое правило такое — может быть, я найду женщину. Но любить так, как тебя, НЕ ХОЧУ!

Года через три после нашего разрыва и мучительного восстановления у него все же появилась девушка. Случалось, Тоха прибегал расстроенный, сообщал, что они поругались, просил: «Сделай что-нибудь...» И я их мирила.

К тому времени уже стала мамой. Узнав о беременности, страшно перепугалась, сняла квартиру на улице Воровского и спряталась от всех. Неожиданный поступок — видимо гормоны играли. Дня через три отошла от первого шока и позвонила — конечно Антону. Вряд ли Миша, с которым мы к тому времени уже расписались, понял бы мои метания и сомнения. А Тоха умеет слушать и всегда принимает мою сторону — я это знала. Плакала в трубку:

— У меня будет ребенок, но я очень боюсь! А вдруг не смогу теперь работать? А вдруг напрасно вышла замуж? И тебя подвела!

Он выслушал, как всегда, молча. Потом говорит:

— Ты где?

Я назвала адрес. Что вы думаете — через полчаса примчался!

Спрашиваю:

— Зачем ты здесь? Я позвонила, чтобы сообщил всем нашим — со мной все в порядке. Чтобы они не переживали. А сюда тебя я не звала!

Дочь родилась в День десантника — второго августа. Мне хотелось дать ей звонкое многонациональное имя. Назвала Доминикой. Ника — богиня победы. С командой в день выписки из роддома. Михаил рядом со мной, Антон сидит из архива М. Хлебниковой

Он в ответ:

— Тебе сейчас особенно нужна помощь. Поэтому я здесь.

Через две недели внутренняя паника улеглась и я вернулась к Мише.

Работала до девятого месяца, последний концерт состоялся дней за двадцать до появления дочки. Был разгар лета. Мы поездом ехали в Тольятти, жара в вагоне как в парилке — мальчишки из команды поливали меня водой из ведра. Потом был Тамбов, концерт на открытой площадке. Пою, спускаюсь со сцены к зрителям — всегда это делаю. Народ танцует в проходах, подпевает... Замечаю, что Антон почти выпрыгивает передо мной, прикрывая мой спрятанный под свободной одеждой миниатюрный живот, чтобы кто-то из толпы случайно не задел. А Мишка, будущий отец (он тоже поехал с нами, волновался за меня и ребенка), метался за кулисами. Не знал, что предпринять — то ли концерт останавливать, то ли охрану выпускать... Пока думал, Антон сделал.

Дочь родилась в День десантника — второго августа. Мне хотелось дать ей звонкое многонациональное имя. Назвала Доминикой. Ника — богиня победы. Такая и выросла — боевая, однозначно сильная личность.

Из роддома меня встречали всей нашей командой. И Михаил конечно. Молодой папаша от волнения схватил пищащий кулечек и устроился на заднем сиденье автомобиля. Говорю ему: «Ты чего тут уселся — машину кто за тебя поведет? Ребенка отдай и иди за руль». Антон снимал на камеру первые часы жизни нового человека, чтобы запечатлеть, какими в этот важный для нас день были крошечная Никуся, я, Миша, мои родители... Эти видео тоже со мной.

Я ненадолго засиделась в декретном отпуске. Не имела права подводить команду: всем надо работать и зарабатывать, садиться на шею обеспеченного мужа не собиралась. Уставала, конечно, особенно первые недели — взвалила на себя все. Однажды малышка закапризничала и никак не успокаивалась. Я вдруг сорвалась. Она орала — и я орала, на нее: «Как тебе не стыдно, не даешь маме отдохнуть, а у меня вечером концерт!..» Представляете: орет маленький ребенок, орет уставшая мамаша, которая еще не слишком понимает, как с этим крошечным существом обращаться, а имеет единственное желание — поспать часов десять подряд и чтобы никто не трогал. Прооралась, потом думаю: какая я дура, она же ничего не понимает! Мне было ужасно стыдно перед дочкой. Это было единственный раз.

Кто в деревне играл с Никой в бадминтон? Тоха. На велике ее катал и на мотоцикле... С Антоном, дочкой Никой и папой Арнольдом Сергеевичем из архива М. Хлебниковой

Гораздо чаще наши будни выглядели так. Вечером я приползаю после концерта, машину паркую, пру на себе костюм, обувь, косметику, подарки, ворох цветов. Миша редко встречал меня с выступлений, у него ведь бизнес, дела. Я вваливалась в прихожую и в чем была — в сценическом гриме, спортивном костюме (для удобства надевала его после концерта) — бежала к дочке. Вдруг она еще не спит — можно поцеловать, сказку почитать, спинку погладить. Мне помогали мои родители, а позже мы взяли няню. И рядом был верный Тоха.

Нике было лет двенадцать, когда она задала мне очень недетский вопрос: «Мам, а мой папа точно не Антон?..» Он на нее надышаться не мог. Кто в деревне играл с Никой в бадминтон? Тоха. На велике ее катал и на мотоцикле. Он продолжал ездить в деревню, жил на пристроенной летней веранде. И моими родственниками по-прежнему воспринимался как член семьи.

С Никой они бегали купаться. Она приболела — кто за лекарствами мотался? Антон. Она что-то сломала — он чинит. У нее не хватает денег — он даст. Ей надо посоветоваться — бежит к нему. Или звонит, если его рядом нет. Как-то приехали, помню, с дочкой на дачу вдвоем. Ночью разразился сильный дождь. Ветер поднялся, деревья ломало. Набрала Антоху: «Слушай, тут такая жуть. Ника-то спит, а мне страшно...» Что вы думаете? Утром чуть свет уже был там.

Антон — единственный человек, который знал обо мне все: о чем думаю, что где болит... Мы очень полюбили сидеть в машине. Делились переживаниями или просто болтали, потом Антон клал руку на мою ладонь и мы наблюдали за закатом. Слова были не нужны.

Михаил как-то в сердцах сказал: «В нашем с тобой разводе виноват твой Антон!» Я так не думаю. Просто я не его женщина — не Мишина. А вот с Антохой мы были две половинки целого. Возможно, не всегда это понимала, но подсознательно чувствовала совершенно четко. Это счастье — встретить свою половину. А с Мишей вышло по-другому: страсть прошла, а родства душ не случилось.

С мужем расстались. Много всего было, о плохом вспоминать не хочется. После развода давала довольно резкие интервью о Михаиле и нашей несложившейся семейной жизни. Обидела его, думаю, незаслуженно, ведь в разрыве всегда виноваты двое. Теперь, все переосмыслив, хочу сказать, что очень благодарна мужу за Нику. Ведь не будь в моей жизни Миши, не появилась бы на свет моя обожаемая доченька. Сейчас он очень поддерживает нашу девочку, наставляет, помогает. Все-таки мне повезло с мужчинами.

Деревья ломало. Набрала Антоху: «Слушай, тут такая жуть. Ника-то спит, а мне страшно...» Что вы думаете? Утром чуть свет уже был там А. Степанов/PhotoXPress.ru

И все же развод дался тяжело. Некоторые тогдашние поступки мужа восприняла как предательство, очень болезненно их переживала. Захотелось спрятаться, чтобы никто не лез. Говорю Антохе:

— Давай махнем в Индию!

Знаю же, что он, в отличие от многих, не будет лезть с дурацким сочувствием. Никогда прежде не была там, захотелось теплого моря, солнца, закатов...

Тоху долго упрашивать не надо:

— Без вопросов, давай!

И мы улетели из зимы в лето. Дурачились, играли в волейбол в бассейне, поедали креветки... И хохотали как ненормальные.

Никакого нового витка лавстори — мы оставались друзьями и родными людьми. Через некоторое время, уже в Москве, я нырнула в новые отношения. Это казалось идеальным лекарством от рухнувшего брака. Его звали Сергеем, впервые рассказываю о нем в прессе. Познакомились так: я выставила на продажу свой автомобиль, позвонил покупатель, договорились встретиться — обсудить условия.

Приехали одинаково одетые — в белых свитерах, джинсах и черных ботинках. Это знак. Расхохотались, познакомились, просидели в машине и проболтали почти всю ночь. Он узнал во мне артистку, но не проявил ненужных пиетета и пафоса. Отличный парень — с чувством юмора, самодостаточный, со своим бизнесом.

Мы были вместе больше семи лет. Почти семейная жизнь, только без штампа. Иногда ругались, тут же звонила Антону, сообщала, что вышла ссора и Серега уехал ночевать к друзьям, а телефонную трубку не берет. Тоха говорил: «Сейчас решим!» — и мирил нас.

Сергей единственный из близких мне мужчин, кто не бывал со мной в деревне — все как-то некогда было. Туда по-прежнему ездил Антон. Так же играл с Никой в бадминтон, они бегали на речку... Сережка тоже хорошо к ней относился, но это не было обожанием, как у Тохи. Миша оставался для дочки «папой выходного дня» и на каникулы брал ее в гости. Шутка шуткой, но иногда так и подмывало сказать, что у меня три мужа: Сережка для жизни, Михаил для дочки, а Антон для души.

Шутка шуткой, но иногда так и подмывало сказать, что у меня три мужа: Сережка для жизни, Михаил для дочки, а Антон для души Н. Логинова/Global Look Press

В последний год, когда я жила с мужем, написала песню «Зима приходит сама»:

Ты меня потерял случайно.Не заметил и потерял.Ты меня потерял случайно,А потом без конца искал.Но однажды холодным утром,Еле выдержав долгий срок,Залетая, как будто в душу,Мне окошко разбил снежок.

Это про нас с Антоном. Я чувствовала, что без него никак.

С Тохой мы проводили все больше времени. Слишком многое нас связывало — и музыка, и воспоминания. Он потерял обожаемых бабушку и деда, потом родители ушли один за другим. Тяжело переживал это, я была рядом. Сергей понял, что мы с Антоном одно целое и так будет всегда, и отошел в сторону. Мы откровенно поговорили — расстались без обид.

Жизнь продолжалась. Даже исчезновение Марины Хлебниковой с 2006 года с центральных каналов телевидения не казалось проблемой. Многие артисты девяностых, талантливые, любимые зрителями, не вписались в «новый формат». С некоторых пор я начала скептически относиться к понятию форматности. Если телевизионные редакторы почему-то не замечают, не ставят в эфир достойные песни, что я могу с этим поделать? У скольких хороших музыкантов не выходит пробиться!

Михаил как-то в сердцах сказал: «В нашем с тобой разводе виноват твой Антон!» Я так не думаю. Просто я не его женщина — не Мишина из архива М. Хлебниковой

У меня есть главное — любовь зрителей. На недавнем сборном концерте запела «Дожди», и весь зал встал. Стоячая овация — высшая степень признания артиста. Или звоню как-то по делу, совершенно с музыкой не связанному. Здороваюсь — вдруг человек на том конце провода спрашивает: «Простите, а вы ведь певица Марина Хлебникова? Я вас по голосу узнал...» Телеэфиры и народная любовь — вещи совершенно не взаимосвязанные. Второе куда важнее.

Все шло бы своим чередом, если б не моя внезапная болезнь. Она свалилась как снег на голову, сбила с ног. Подробностей не ждите — ненавижу, когда жалеют. Читаю небылицы о себе в Интернете — то якобы Хлебникова пьет безбожно, то будто бы сделала неудачную пластику, — и становится до колик смешно. Когда совсем хреново, надо смеяться — говорят, это помогает. Профессиональный челюстно-лицевой хирург в один миг мог бы определить по моему лицу, что хирургия — не пластическая, а по травме. Ошибка стоматолога... А мой лечащий врач мог бы рассказать, сколько операций я перенесла и сколько на мне швов. Пускай пишут что хотят, оправдываться не собираюсь. А если захочется вдруг сделать пластическую операцию — ну мало ли что в голову взбредет! — сделаю, обязательно сниму видео и выложу в Интернет. Пусть любуются!

С Сергеем мы прожили более семи лет из архива М. Хлебниковой

Из-за своей болячки перестала выступать, были только дом и бесконечные больницы. Казалось, жизнь закончена. Все меньше оставалось друзей, я не хотела никого видеть, люди это чувствовали и исчезали один за другим. У всех своя жизнь и проблемы.

Рядом остались только самые близкие — родители и дочь. И Антон, он просто приезжал и не уходил. Наступил день, когда я не смогла передвигаться даже по квартире. Тоха в прямом смысле слова носил меня на руках — на кухню, в туалет. Варил бульоны и кормил с ложечки, возил по врачам. Шажочек за шажочком вместе выкарабкались, на это ушло пять лет.

Когда самое страшное было позади, мы отправились в нашу деревню. Вечером вытащили на улицу две скамейки, легли на них — я, Ника и Антон. Был звездопад, и мы кричали друг другу:

— Смотри! Летят! Ты видел когда-нибудь столько падающих звезд?

— Нет! А ты?

— И я нет. Красота какая!

Казалось, дальше будет только хорошее...

Правда, я снова отличилась. В прошлом году приехали в деревню с родителями. Почему-то там было очень много мух. Считается, кстати, что это дурная примета, к плохим известиям. Но тогда я об этом не думала. Решила повесить на люстру мухоловку — липкую ленту. Под руку подвернулся красный колченогий железный стул. Черт меня дернул его взять! Природная лень виновата — стул этот единственный, на который позволительно встать в обуви, а мне неохота было снимать кроссовки. И я взгромоздилась на него, совершенно забыв, что мама с детства предупреждала: «Марина, не вставай на этот стул, он неустойчивый!» Ну и полетела спиной об пол. Боль дикая, из глаз искры. Обратилась к врачам — оказалось, сломаны восьмой, седьмой и шестой позвонки. Всмятку! Принимаю обезболивающее — не помогает. Хожу в корсете — но в нем спать нельзя, сидеть больно. Рука на перевязи, вживляют железный штифт. Уже не первая чужеродная штуковина в моем организме, еще немного — и проходя через рамки в аэропортах, буду звенеть как Терминатор. Шучу, что мы, женщины, существа удивительные, выживаем даже тогда, когда выжить невозможно.

К этому времени мы с Антоном снова жили вместе. Съехались около двух лет назад, давно было пора. Перед сном включали мультики «Том и Джерри». Тоха брал меня за руку и засыпая, говорил: «Я сделал свой выбор, давно решил — ты моя женщина, буду с тобой, что бы ни случилось...»

Это счастье — встретить свою половину. А с Мишей вышло по-другому: страсть прошла, а родства душ не случилось. С мужем расстались А. Филиппов/ТАСС

Но он заболел. Первый инсульт я углядела, стали лечиться, и вроде бы удачно. Но потом были второй и третий, их я не заметила и виню себя до сих пор. Антона не стало. Не хочу вдаваться в подробности его внезапного ухода, это было его собственным решением. Скорее всего, испугался оказаться беспомощным и стать мне обузой. Но точного ответа, зачем он это сделал, нет и не будет.

Мой пресс-секретарь Наташа Петькина написала сообщение, на мой взгляд очень точное: «Маришка, я только сейчас узнала, что Антоха ушел от нас. Больнее не тем, кто уходит, а тем, кто остается. Но он теперь со своими папой и мамой, которых ему так не хватало. А мы здесь плачем о нем. Держись. Ему грустно смотреть, как ты плачешь. Он не хотел, чтобы ты расстраивалась...»

На похороны приехали все наши друзья и даже Сережа — мой бывший парень. Подошел, обнял и сказал: «Антон часто делал для тебя то, что должен был делать я, — быть опорой и поддержкой. Он был редкой душевной силы и красоты. Я его крайне уважал, для меня это тоже потеря». Такое признание от, в общем-то, соперника чего-то да стоит.

Как выкарабкивалась? Тяжело. Попала в больницу, врачи вытаскивали. Если б месяц не кололи витамины, вряд ли выскочила бы. Ничего не ела и стремительно теряла вес. Стояла десять дней в палате и смотрела в окно, а там золотые и красные клены и полное безветрие. Листья висели неподвижно. Молилась до девятого дня и просила в никуда: «Антон, подай ну хоть какой-то знак...» Но ничего не происходило. При этом было полное ощущение, что он никуда не делся, здесь и рядом.

Вдруг — о чудо! — стали возвращаться люди, которых я невольно оттолкнула во время своей болезни. Позвонило, наверное, пол-Москвы: «Мы с тобой, рядом, только позови!»

С уходом Тохи многое изменилось во мне. Я перестала закрываться. Поняла, что мир состоит не только из моих проблем и болячек, есть люди, которым гораздо тяжелее. Например несколько лет назад на съемках телевизионной программы познакомилась с мужчиной. Василий служил в горячей точке, прикрыл собой товарищей — летела граната. Лишился обеих рук, ног и одного глаза, но нашел в себе силы жить. И я получила от него сообщение: «Марин, женюсь, на свадьбу приедешь?» Я не смогла, но от всей души поздравила Васю по телефону.

Горе это не слом, а стимул идти дальше. Мне есть ради кого и ради чего жить. Просыпаюсь утром, за окном новый день, а вечером работа из архива М. Хлебниковой
Я раньше каждый раз принималась дочку отговаривать, убеждать. Но как-то подумала: «Да что я лезу — пусть мечтает, стремится, летит» из архива М. Хлебниковой

Жить или нет — выбор самого человека. И мы вряд ли имеем право осуждать. Антон когда-то принял мое решение — отпустил, когда ушла к другому. И я его отпускаю сегодня. Да, мне плохо и тяжело без него, но я молюсь, чтобы ему ТАМ было хорошо.

Моя мудрая мама говорит, что жизнь непредсказуема, всякое может случиться. Ее подруга в пятьдесят шесть лет замуж вышла, причем это ее первый брак. Нашла свою половинку. «Но если ты здесь и сейчас можешь кому-то помочь словом или делом — бери и помогай не раздумывая», — добавляет мама.

Горе это не слом, а стимул идти дальше. Ну а вес наберется потихоньку. Мне есть ради кого и ради чего жить. Просыпаюсь утром, за окном новый день, а вечером работа. Рядом родные и друзья. В компьютере появилась папка «Возрождение», там мои новые песни. Уже есть команда, бренд — «музыканты-звезды». Музыка та, которая — я это точно знаю! — сегодня нужна людям.

Звонки, встречи, съемки, концерты... Жизнь моя кипит. Выпущу книгу своих стихов и даже триллер наконец допишу — давно собираюсь, да руки не доходят. А дальше видно будет. Болезнь моя никуда не делась, и я не знаю, сколько мне еще осталось. Да неважно сколько, важно — как.

Натыкаюсь в Интернете на обидные статьи, мол, как же Хлебникова похудела и постарела после смерти мужа! Даже не обижаюсь. Но тут же люди пишут: «Идиоты, не дай Бог вам оказаться в такой ситуации, как Марина. И дай Бог, чтобы она выстояла и пела дальше, а вы сначала достигните того, чего смогла она, а потом комментируйте...» Моим зрителям вообще неинтересны злобные пасквили — приходят на концерт, слушают, поют со мной, поют вместо меня. А потом встают всем залом. Это для меня важно.

Дочке в августе двадцать. Она стала очень похожа на меня внешне — такие же скулы, глазищи, пальчики... Мы многому ее учили помимо школьной программы — и математике, и батику, и пению. Ее папа старался привить любовь к конному спорту, путешествиям. Воспитывали разностороннюю личность — что могли, то дали.

У нее блестящие способности к языкам — по-английски говорит так, будто всю жизнь за границей жила. Может, переводчиком станет. Изучает экономику и программирование, а заодно бизнес. Решила пожить самостоятельно, но мы всегда на связи. У нее каждый день новые мечты. Недавно заявила: «Хочу жить в Канаде, иметь дом и большое ранчо — разводить лошадей. И чтобы было много детей. И муж-профессор, а я домохозяйка». Но уже передумала и захотела стать стюардессой. Я раньше каждый раз принималась дочку отговаривать, убеждать: «Зачем тебе это нужно, надо выбрать что-то попроще». В общем, занудничала. Но как-то подумала: «Да что я лезу — пусть мечтает, стремится, летит». Теперь только поддерживаю.

Она иногда спрашивает с улыбкой:

— Когда у меня родятся дети, ты оставишь сцену, станешь просто бабушкой?

Я смеюсь и отвечаю:

— Ну конечно да — буду сидеть с твоей детворой. Правда, им придется иногда ездить со мной на концерты.

Вот такая я хитрая мама и будущая бабушка!

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх