На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 401 подписчик

Свежие комментарии

  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Это в сша ты хрен крутой а в России хуй простой.Поселивший семью ...
  • Наталья Иванова (Кубасова)
    Да никому не нужен этот "артист". Обратно в Испанию и сиди там.«Не трогайте мою ...
  • Erl Schweizer
    Не видеть положительное в людях - великий грех. Рад, что подросток вознагражден за человечность.Раскрыты подробно...

Сын Вячеслава Невинного: «Узнав, что я хочу стать актером, папа сказал: «Потом не жалуйся!»

«Нина Ивановна была замужем за другим актером. Но Невинный ухаживал так трогательно… Ей...

С Анастасией Вознесенской в фильме «Гараж». 1979 г. Мосфильм-Инфо

«Нина Ивановна была замужем за другим актером. Но Невинный ухаживал так трогательно… Ей понадобилось несколько лет дружбы, чтобы понять, что возникло большое чувство. Однажды, придя в театр, Вячеслав Михайлович надел ей на палец колечко и сказал: «Нина, я хочу иметь от вас детей». Против этого она устоять не смогла…» — рассказывают сын и невестка актера, Вячеслав и Лариса Невинные.

— Вячеслав, как вы познакомили отца с будущей женой?

Вячеслав: Это Лариса сейчас расскажет, потому что от нее лично это будет наиболее ценно. Для нее это одно из самых ярких впечатлений в жизни. Я могу только сказать, что так получилось, что за тринадцать лет до второй встречи у нас с Ларисой был роман. Но потом мы расстались и долго не виделись, потеряли друг друга из виду. Потом Лариса второй раз появилась в моей жизни. Достаточно скоро я понял, что после стольких перипетий, которые выпали на нашу долю, пора ее представить родителям. Для Ларисы это знакомство стало сюрпризом.

Лариса: Да, в тот вечер мы пошли в театр, во МХАТе давали бенефис Раисы Максимовой. Потом мы сидим у служебного входа, и тут спускается Вячеслав Михайлович. Слава меня представил. И он говорит: «Идите домой по подземному переходу, а я поверху». Я говорю: «Как — домой?» А Славочка улыбается: «Да, тебя уже все ждут, мамочка готовит ужин». Тогда Невинные уже жили в знаменитом доме на Тверской улице, где в свое время были квартиры у Ефремова, Бондарчука, Рождественского и многих других. Невинный по традиции переходил к своему дому прямо по Тверской, без светофоров, в переход никогда не спускался. И все постовые об этом знали, выходили из стеклянной будочки и сразу же останавливали движение. Когда мы пришли, Слава мгновенно исчез, и я осталась наедине с Невинным-старшим. Он меня спрашивает: «Ларис, водку будешь?» А кроме водки, на столе ничего нет. «Да». — «Вот за что я тебя люблю — уже за то, что ты не кривляешься». 

«Хотя в метрике я был записан Невинным, в школе меня записали как Гуляева. Так как мама боялась, что меня задразнят. Но дразнили меня все равно, поэтому, поступая в Школу-студию МХАТ, я снова стал Невинным…» Вячеслав Невинный-младший с женой Ларисой Филипп Гончаров

Выпили… Славы все еще нет, он на кухне, помогает готовить Нине Ивановне. А пока мы без закуски пьем. Постепенно разговорились про Славу. Я, убежденно: «Вы же знаете, он служил в армии». Он: «Да? И где?» — «Так он же летчиком был, в палубной авиации, в секретных войсках…» — «Да ты что! Давай на «ты». Ну рассказывай, рассказывай…» — «Ну да, у него же проблема с глазами, зрение плохое. Он же сажал самолет на авианосец, и случился взрыв». — «Слава тебе все это рассказал?» — «Да…» — «Слав, иди сюда! И ты вот этому ребенку, этой девочке, наврал?»

Конечно, не было никакой палубной авиации и никакого авианосца. Но благодаря этому юмору, благодаря моей наивности, а потом еще заботливости, вниманию к Славе, к семье у нас сложились очень трогательные отношения с Вячеславом Михайловичем. Он меня звал «невеста моя», вместо «невестка». Брал руку и вот так целовал — от пальчиков к плечу, одну руку, а потом другую. Тесные отношения, трогательные, и они длились до конца его жизни.

— Вячеслав Михайлович застал внучку?

Лариса: Конечно! Он очень ждал этого события. Помню, я вот-вот рожу, а муж в это время на гастролях. Перед отъездом в роддом звоню на Тверскую. Трубку снимает Вячеслав Михайлович, говорит: «Как рожать? Ты что, у меня же спектакль сегодня! Как же я играть-то теперь буду! Это невозможно. Это надо отложить». — «Да как же отложишь…» Следующая удивительная история — это когда мы с малышкой только приехали из роддома домой. Входим, Вячеслав Михайлович сразу: «Ну, Лар, штрафную!» — «Я не могу, я же кормлю ребенка». — «Ну тогда шампанское…» — «И шампанское нельзя…» Он был очень удивлен: как же это вообще ничего нельзя? Разворачивает Василису. Смотрит на нее и вдруг произносит фразу: «Я против, но эта девочка будет актрисой». Василисе тогда было пять дней от роду. И вот в этом году она будет поступать в театральный. Она уже выходит на сцену, играет в спектакле «Елизавета Бам» по Хармсу главную роль. У нее пока нет мастерства, нет школы, но уже виден дар. Это Вячеслав Михайлович, это Нина Ивановна (супруга Невинного, народная артистка РСФСР Нина Ивановна Гуляева. — Прим. ред.), это Слава.

«Вся наша семья по-прежнему предана театральному делу. Думаю, папа, узнав об этом, был бы доволен» Отель Mercure Арбат Москва Филипп Гончаров

— А что говорят семейные легенды? Почему сам Вячеслав Михай­лович пожелал поступать в театральный?

Вячеслав: Это удивительно, потому что он ведь вырос не в артистической семье. Мама всю жизнь проработала секретарем-машинисткой, отец занимал высокую должность на тульском оружейном заводе. Думаю, впервые он понял, что хочет быть актером, благодаря педагогам тульского Дворца пионеров, где занимался в драматическом кружке. Поступать в Москву, во ВГИК, приехал уверенный в себе, бойкий юноша. И был удивлен, когда его не приняли... Пришлось возвращаться в Тулу. Но расстаться с мечтой о театре он уже не мог, поступил во вспомогательный состав местного ТЮЗа. Выходил в массовке и в небольших ролях. На следующий год отцу удалось поступить в Школу-студию МХАТ. Ему повезло попасть под крыло знаменитого преподавателя Школы-студии Виктора Карловича Монюкова, который был очень влиятелен в театральных кругах. Говорят, даже соперничал за место главного режиссера МХАТа с Ефремовым. Невинного он сразу стал выделять среди студентов. И когда у парня возникли проблемы с общежитием, предложил пожить у себя. Это было нормально для Монюкова, позже у него несколько лет располагался кабинет Олега Табакова, который только создавал «Табакерку». Был случай. Отцу были подарены Монюковым часы. И вот как-то в подворотне хулиганы пристали: «Гони часики!» Он отбился от нескольких человек и долго бежал, держа часы во рту, потому что боялся их разбить. После окончания Школы-студии Вячеслава Невинного сразу же приняли в труппу МХАТа. Когда он сюда пришел, тут уже работала моя мама, актриса Нина Гуляева.

«Папа был удивительно добрым человеком. После развода и свадьбы он позволил жене, чтобы бывший муж к ним приходил. Невинный даже ездил с ним на рыбалку» С Ксенией Мининой в фильме «Старый Новый год». 1980 г. Мосфильм-Инфо

— Расскажите историю их знакомства…

Вячеслав: Мама долго его не замечала. Она была замужем за актером, с которым познакомилась еще на третьем курсе, к тому же была почти на четыре года старше отца. По тем временам это считалось много. Благодаря своей хрупкой комплекции Нина Ивановна играла принцев, кукол, детей, например Сережу Каренина… Играла девочку Суок и куклу наследника Тутти в «Трех толстяках», в этом спектакле Невинному дали маленькую роль продавца шаров. Он неожиданно предложил: «Было бы хорошо, когда кукла вылезает из коробки, дать шумы. Можно я попробую озвучить?» Ему позволили. На следующий день он пришел с большой сумкой, и когда кукла появлялась, раздавался шелест бумаги, скрип… Идеальный слух Невинного обнаружил в нем талант подавать шумы, чем во МХАТе обычно занимались специально обученные люди. 

Постепенно Вячеслав Михайлович стал ухаживать за своей избранницей. Делал это трогательно. Мама вспоминала: «Доходим до остановки, он сажает меня в троллейбус. Через десять минут доезжаю до дома и на остановке вижу Славу. Который успел обогнать меня на такси и купить букет». Ей понадобилось несколько лет дружбы, чтобы понять, что возникло большое чувство. Мама жила несчастливо в первом браке, муж выпивал, но она его жалела и уходила мучительно, не с первого раза. Но все равно любовь помогла преодолеть все препятствия. Папа был удивительно добрым человеком. После развода и свадьбы он позволил жене, чтобы бывший муж к ним приходил. Невинный даже ездил с ним на рыбалку. Понимая, что нельзя бросать зависимого человека, они его поддерживали.

«Ефремов ценил его за серьезное отношение к работе. Папа никогда не отказывался от роли, потому что она ему казалась «мелкой» или не нравилась» Со Светланой Немоляевой, Андреем Мягковым, Лией Ахеджаковой и Валентином Гафтом в фильме «Гараж» Мосфильм-Инфо

— Удивительно, что ваш отец был так предан МХАТу, что за более чем полвека служения в нем никогда не выходил на сцену другого театра, а ведь приглашали…

Вячеслав: Я всегда это сравнивал с таким самурайским служением, абсолютно беззаветным и преданным. Речь не шла о деньгах, о зарплатах, о каких-то выгодных ролях… Была преданность театру и прежде всего Олегу Ефремову, с которым папа сразу же поладил, как только тому доверили руководство МХАТом. И когда случился этот раскол, когда МХАТ разделился, конечно, они с Ниной Ивановной осознанно выбрали сторону Олега Николаевича и были ему верны в этом противостоянии. Кроме того, мы жили с Ефремовым в одном доме. Мы на пятом этаже, а Олег Николаевич — на третьем. И именно там все эти веселые истории происходили. Самая знаменитая история — это когда Миша Ефремов, служивший в то время в армии, получил увольнение на один день и приехал домой. А служил он в Вышнем Волочке. Миша подошел к двери, долго стучал, звонил. Послышались шаги. «Кто там?» — спросил Ефремов. «Папа, это я, Миша, открой». — «Какой Миша?» — «Это Миша, твой сын, пришел из армии, у меня увольнение…» — «Знаете что, Миша, зайдите завтра». Так они в тот раз и не увиделись…

— Нередко слышала такое определение: «Невинный — совесть театра». Связано много случаев с тем, когда он вел себя принципиально…

Вячеслав: Руководитель труппы МХАТа, Евгений Новиков, вспоминал историю. Во время банкета в каком-то городе, славящемся производством хрусталя, актерам раздали свертки. Распределили их строго соответственно званию. Заслуженным артистам — хрустальные наборы, простым — ничего. Для Ефремова был приготовлен большой хрустальный рог. Но Олег Николаевич на банкет не пришел, и рог вручили народному артисту Невинному. Возмущенный такой классификацией, Вячеслав Михайлович распаковал рог, наполнил его водкой и выпил под аплодисменты собравшихся. Затем оставил подарок на столе и ушел.

Вячеслав Невинный-младший с внучкой Мирославой Филипп Гончаров

— Я заметила, что во всех постановках Ефремова Невинному всегда доставалась роль, даже если маленькая…

Вячеслав: Олег Николаевич ценил его за серьезное отношение к работе. Папа никогда не отказывался от роли, потому что она ему казалась «мелкой» или не нравилась. В спектакле «Кабала святош» Невинному досталась роль шута короля Людовика. Каждую мизансцену отец, одетый в костюм шута с колокольчиками, построил так, что его выхода ждали. Как он к роли готовился — сам себе придумал грим, костюм, характер! Невинный говорил: «Талантливый артист похож на кошку, которую взяли за ноги и у самой земли бросили. Она все равно успевает перевернуться и встать на четыре ноги. Так же и я. Если даже мне дадут очень маленькую роль в очень плохой пьесе, с совершенно никуда не годным режиссером, я все равно сделаю шедевр». 

Он на удивление ладил со всеми режиссерами. Советовал: «Умей режиссера слушать, но не слушаться. Он говорит какую-нибудь ерунду, а ты все равно делай по-своему. А на следующий спектакль он к тебе подойдет и скажет: вот видишь, я ж тебе говорил, ты все правильно сделал. Ты опять кивай». Если в присутствии отца изрекали какую-нибудь пошлость, наподобие «нет маленьких ролей», он отвечал: «Чушь собачья! У кого роль толще, тот и артист лучше». Ну и конечно его знаменитое: «Артистом можешь ты не быть, а режиссером быть не можешь». В последние годы на сцене, чудовищно болея, Вячеслав Михайлович на вопросы о самочувствии отвечал: «Когда я репетирую, я здоров независимо от самочувствия». Вот такие актеры были Ефремову нужны. Вообще, думаю, это сущность Московского художественного академического театра 70—80-х годов.

«Невинный говорил: «Если даже мне дадут очень маленькую роль в очень плохой пьесе, с совершенно никуда не годным режиссером, я все равно сделаю шедевр» С Нонной Мордюковой в фильме «Русское поле». 1971 г. Мосфильм-Инфо

— Ваш отец в 70—80-х годах очень много снимался в кино, а вот мама сосредоточилась на театре…

Вячеслав: Зато у нее были замечательные работы по озвучке. За ее прекрасный, тонкий голос ее любили. В свое время писали, что потрясающая актриса Вертинская всех поразила своим небесным голосом-колокольчиком, когда играла Ассоль в «Алых парусах». Но озвучивала-то роль мама. Вертинская звонила Нине Ивановне и благодарила: «Нинка, спасибо тебе, это ты мне сделала роль!»… А вот папу узнавали на каждом шагу. Периодически происходили смешные истории. Как-то мы сидели с ним в столовой. Подсел какой-то человек в очень веселом настроении и сразу сказал: «Где-то я вас видел. Вы где работаете?» Редкий артист в такой момент сохранит хладнокровие. А Вячеслав Михайлович как ел свою гречневую кашу с сосиской, так и продолжал есть. А потом ответил: «В бане я работаю». Тот изумился: «Не в Первой?» — «В Первой». — «Вот там-то я вас и видел. Большое вам спасибо. Будьте здоровы, приятного аппетита».

В другой раз мы идем по улице, подходит человек, пожимает руку Вячеславу Михайловичу и говорит: «Значит, как договорились, я завтра повезу вино по объездной дороге, все в силе, давай завтра в два». Вячеслав Михайлович отвечает: «Нет, давай в два тридцать». — «Все, договорились, в два тридцать завтра». И разошлись. Мы с ним идем дальше. Я спрашиваю: «Пап, а это кто?» — «Не знаю, — отвечает отец. — В первый раз вижу».

«Если в присутствии отца изрекали какую-нибудь пошлость, наподобие «нет маленьких ролей», он отвечал: «Чушь собачья! У кого роль толще, тот и артист лучше» В фильме «Не может быть!» (Новелла «Преступление и наказание»). 1975 г. Мосфильм-Инфо

— Интересно, каким отцом был Вячеслав Михайлович. Рождение сына было большой радостью?

Вячеслав: Сын был мечтой. Неда­ром, делая предложение Нине Ива­новне и надев ей кольцо на палец, он сказал: «Я хочу иметь от вас детей!» После рождения я несколько месяцев был Ильей Вячеславовичем. Потом папины родители переубедили маму и записали меня Вячеславом. Что касается фамилии, то, хотя в метрике я был записан Невинным, в школе меня записали как Гуляева. Так как мама боялась, что меня задразнят. Но дразнили меня все равно, поэтому, поступая в Школу-студию МХАТ, я снова стал Невинным… Кстати, получение метрики для родителей совпало с их бракосочетанием. В загсе им вручили эти документы одновременно. Раньше расписаться не могли, получение развода в то время было делом длительным. Нужно было дать объявление о разводе в газете. В редакцию мама пришла с большим животом и попросила опубликовать ее объявление скорее.

В основном воспитывала меня бабушка, мамина мама, потому что родители очень много работали. На все лето нас с бабушкой отправляли к родственникам в деревню, а родители могли спокойно поехать в санаторий, чтобы отдохнуть от работы и от детей. Папа меня особенно не воспитывал. Но он так расстраивался, когда я плохо себя вел, что этого было достаточно, чтобы внутри меня все переворачивалось. Мама в этом отношении более строгий человек, с ней особенно не забалуешь.

— А почему вы решили стать актером?

Вячеслав: А кем же еще! Родители были не против, но и не настаивали, а когда я поступил в Школу-студию, сказали: «Мы тебя предупреждали, теперь не жалуйся!» Удивительно, что вся наша семья училась у одного педагога, уже упомянутого Монюкова. Правда, когда я учился на втором курсе, его не стало, но он все равно много в меня вложил. На моем курсе собрались звездные дети: Вячеслав Невинный, Александра Табакова, Мария Евстигнеева и Михаил Ефремов, с которым мы сдружились. Про нас, первокурсников, на капустнике пели: «У Славы, Маши, Саши все папаши — наши!» С Мишей мы с увлечением участвовали в капустниках. Целыми ночами просиживали за сочинением хохм. Неудивительно, что, когда после выпускного Миша позвал меня в созданный им театр «Современник-2», я сразу же согласился. 

«Нашему театру уже 14 лет. Мне очень приятно слышать, что наши спектакли не выглядят и не являются антрепризными» Вячеслав Невинный-младший с Александром Пашутиным и Екатериной Волковой в спектакле «Руководство для желающих жениться» из личного архива Вячеслава Невинного-младшего

Мы существовали под крылом Галины Волчек. Наш молодежный театр гастролировал по всей стране и приносил хорошие деньги основному «Современнику». Папа очень радовался, что я пришел не во МХАТ: «Господи, вот занимаются они там собственным делом, варятся в этом своем супе, в своем соку — и замечательно». Я понял, с его плеч упала тяжелая ноша, когда надо думать, а дадут ли твоему сыну роли, найдет ли он себя в театре… Но через несколько лет «Современник-2» перестал существовать, и мы все равно оказались во МХАТе. Миша поговорил с отцом. Олег Николаевич наших артистов знал и сразу сказал: «Давайте вы вольетесь в труппу МХАТа» — и человек пятнадцать взял. Это не то, что взяли детей знаменитых родителей. Приняли много народу, но у всех по-разному сложилась судьба в театре.

Лариса: Однажды мы сидели с Вячеславом Михайловичем, это было уже когда он потерял обе ноги и не выходил на сцену. И он спросил: «Ты скажи мне, Славку-то зрители любят?» Я говорю: «Любят». — «Он много играет?» — «Много». — «И аплодируют?» — «Да». И ему стало так легко, хорошо. Конечно, он все равно волновался за судьбу сына и очень трепетно относился к его деятельности в театре.

— Лариса, а как так получилось, что вы стали инициатором создания Творческого дома Невинных?

Лариса: Это произошло еще при Вячеславе Михайловиче и при полном его одобрении. При его жизни было выпущено два спектакля. У меня хорео­графическое образование, я служила в народном ансамбле песни и пляски «Казачий Дон». Потом получила профессию юриста и начала искать работу. И везде мне говорили: «Ну что вы будете какие-то бумажки перекладывать, зачем вам это? У вас такая фамилия, такая семья. Займитесь чем-нибудь творческим, создайте антрепризу, например». Я задумалась… Мы начали работу над первым спектаклем, на одну из главных ролей пригласили Владимира Александровича Стеклова. Он говорит: «Девочка моя, не надо влезать в это дело, ты молодая, маленькая, у меня не вышло, веришь, я взрослый мужик, не надо, это очень сложно». Я говорю: «Владимир Александрович, вот из-за того, что я ничего не знаю, у меня все получится». И он мне поверил! В мае 2008 года мы отыграли премьеру в Театре Вахтангова, спектакль по рассказам Чехова, режиссером спектакля стал мой муж.

«Отец посмотрел на Василису и вдруг произнес фразу: «Я против, но эта девочка будет актрисой». Василисе тогда было пять дней от роду. И вот, в этом году она будет поступать в театральный. У нее пока нет мастерства, но уже виден дар» Семья Вячеслава Невинного-младшего: дочери Василиса и Иветта, внучка Мирослава и жена Лариса Филипп Гончаров

Нашему театру уже 14 лет. Мне очень приятно слышать, что наши спектакли не выглядят и не являются антрепризными. Слава делает спектакли как режиссер, по школе МХАТа, чего в последнее время не увидишь. В нашем репертуаре есть и Чехов, и Островский, и Брагинский. И зарубежные пьесы. Уже устоялся актерский состав — Александр Пашутин, Сергей Рубеко, Ольга Хохлова, Яна Поплавская, Ирина Лачина, Екатерина Волкова, Андрей Носков, Александр Семчев и многие другие. И я горжусь тем, что премьеру нашего нового спектакля «Любовь на грани» по пьесе Филиппа-Даниэля Аллото «Любовный перекресток» освещала наша старшая дочь Иветта, которая окончила журфак МГУ. А 24 июля мы приглашаем зрителей в «Театриум на Серпуховке», где состоится премьера спектакля по пьесе Брагинского «Игра воображения» — «Отдам мужа в хорошие руки».

— А чем сейчас занимается Нина Ивановна Гуляева?

Вячеслав: «Нина Ивановна, которой недавно исполнилось, на минуточку, 88 лет, по-прежнему выходит на сцену МХАТа. А в Театре Наций сейчас приступили к работе над «Дядей Ваней», будет какой-то иностранный режиссер из Франции, знаменитый. «Дядю Ваню», естественно, планирует сыграть сам Евгений Миронов, а ее взяли на одну из ведущих ролей, няньки. Так что можно сказать, что вся наша семья по-прежнему предана театральному делу. Думаю, папа, узнав об этом, был бы доволен.

Благодарим отель Mercure Арбат Москва  за помощь в организации съемки

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх