На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 401 подписчик

Свежие комментарии

Как и Фрося Бурлакова, Савинова решила: «Поеду в Москву, учиться на артистку!»

«Екатерина Савинова была достойна блестящего будущего. Петь в Большом театре, играть на сцене...

В фильме «Приходите завтра...». 1963 г.

«Екатерина Савинова была достойна блестящего будущего. Петь в Большом театре, играть на сцене МХАТа, сниматься в самых лучших картинах всесильного Ивана Пырьева… Почему же все это не сбылось?» — рассказывает главный редактор журнала «7 Дней» Анжелика Пахомова.

Конечно, я не была лично знакома с Екатериной Савиновой, прославившейся ролью Фроси Бурлаковой в фильме Евгения Ташкова «Приходите завтра...». Но, живя в Новосибирске, не могла не знать, что детство Савиновой прошло в селе, по соседству с тем, где жили мои родители, в Алтайском крае. А последние месяцы своей жизни актриса провела именно в столице Сибири. Я решила съездить на родину Савиновой, найти ее подруг, поискать сведения о ней в Новосибирске. Ведь о прошлом актрисы до сих пор мало что известно. В Москве она почти ни с кем не дружила, а ее супруг, режиссер Евгений Ташков, с которым мы тоже однажды беседовали, ушел из жизни… Расследование это происходило пятнадцать лет назад, сейчас многих из тех, кто вспоминал о Екатерине Федоровне, уже нет в живых. Но их память об актрисе создает живую картину ее интересной и поистине уникальной судьбы.

Село Ельцовка Алтайского края, где родилась Екатерина, в 130 километрах от Барнаула. По нынешним временам — пара часов езды, а для 1926 года, когда Савинова появилась на свет, расстояние до «цивилизации» не маленькое. История ее предков мне понятна, ведь так же, как и мои, они переехали в Сибирь в результате столыпинских реформ. Переселенцы в те годы валом валили из Центральной России. Им давали землю, денежное пособие, снабжали всем необходимым для обустройства на новом месте. Конечно, все приходилось начинать с нуля, строиться зачастую в чистом поле. Но крестьян, решившихся на дальний переезд, это не пугало: в большинстве своем они были сильные, волевые, трудолюбивые люди. Именно такими оказались родители Екатерины. 

«Во время съемок Пырьев сразу положил глаз на красавицу-блондинку и пришел к ней с недвусмысленным предложением. В ответ на «лестный» комплимент Савинова размахнулась и влепила режиссеру пощечину» С Кларой Лучко и Сергеем Ильдом в фильме «Кубанские казаки». 1949 г. Мосфильм-Инфо

Обосновались, обустроились, дружили с соседями — семьей Бурлаковых (которые в будущем дадут свою фамилию знаменитой героине Савиновой). Те небольшие сведения, которые мне удалось найти, говорят о том, что семья актрисы была дружной, крепкой, трудолюбивой. Среди четверых братьев и сестер Катя выделялась. По отзывам односельчан, уже в школьном возрасте она умела все: доить корову, управляться с хозяйством, косить траву, рубить дрова. «Никакой работы не боялась! А голосистая! — вспоминали подруги. — Как, бывало, запоет — далеко ее слышно!» Голос от природы ей был дан чистый, громкий, в три с половиной октавы, как говорили педагоги. Но Екатерина ни про ноты, ни про октавы тогда еще ничего не знала. Пела в свое удовольствие, для души. «Артистка!» — говорили о ней в селе. И точно так же, как Фрося Бурлакова, Савинова решила: «Поеду в Москву, учиться на артистку!»

«Савинову единственную со всего курса сразу же пригласили работать во МХАТ. Но она пришла и долго извинялась, мол, простите, но я создана для кино. Маститые актеры качали головой: «Какое кино? Кто его будет смотреть?» С Юрием Никулиным в фильме «Ко мне, Мухтар!». 1964 г. East News

Что такое в 1944 году, когда еще не закончилась война, добраться на перекладных до Барнаула, а потом на поез­де — до столицы, сейчас трудно себе представить. Неудивительно, что в Москву Катя попала только в августе, когда все экзамены уже завершились. «Опоздали, девушка! Приходите в следующем году!» — говорили ей во всех театральных вузах. Возвращаться домой было немыслимо, Савинова помыкалась по разным местам и была принята в институт землеустройства, где хорошо относились к абитуриентам из деревни. По воспоминаниям подруг, которые регулярно получали письма от Кати, все для нее было в новинку. И на поезде она путешествовала первый раз в жизни! И душ, и ванну увидела впервые и была потрясена. Телефон воспринимала как чудо. А ее любимым развлечением было звонить в справочную-автоответчик и узнавать точное время — часов у нее отродясь не было.

«Приехав в Суздаль, Савинова попала в теплую обстановку провинциального городка, в компанию прекрасных актеров — Мордюковой, Шагаловой, Вицина… С местными жителями у Савиновой сложились самые теплые отношения» В фильме «Женитьба Бальзаминова». 1964 г. Мосфильм-Инфо

«Ростом не вышла, внешность деревенская»

Конечно, все это очень напоминает фильм «Приходите завтра...». Но об этом позже. Пока Савинова, уже учась в институте землеустройства, который снабдил ее стипендией и общежитием, как на работу ходила во ВГИК. Заводила разговор со студентами, педагогами, пыталась узнать, не удастся ли все-таки поступить… Через полгода выяснила, что дополнительный курс набирает Василий Ванин. И поступила! Однако эта победа обернулась разочарованием — через несколько месяцев Ванин вдруг решил, что Савинова «не киногенична». Утешал ее: «Ростом не вышли, внешность у вас деревенская, будут давать однотипные роли в массовке. У вас такой голосище! Идите учиться оперному искусству или поступайте в театральный». Но Катю было уже не остановить. Ей понравилась вгиковская атмосфера. Она подтянула актерское мастерство и пришла на следующий год поступать к Пыжовой и Бибикову. По воспоминаниям Клары Лучко, учившейся в то же время, она потрясла преподавателей полным арсеналом средств. И пела, и плясала, и смешные истории рассказывала. При этом в качестве серьезного куска прочла монолог Анны Карениной, когда та готовилась броситься под поезд. Столь пророческий для нее… Вгиковские мастера сдались: принята! Ее однокурсниками стали Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова…

«При поступлении Екатерина потрясла преподавателей полным арсеналом средств. И пела, и плясала, и смешные истории рассказывала. Вгиковские мастера сдались: принята!» С Александром Ширвиндтом и Юрием Беловым в фильме «Приходите завтра...». 1963 г. Legion-Media

Именно вместе с Кларой Лучко они пошли на пробы для картины «Кубанские казаки», на которую режиссеру Ивану Пырьеву требовались, по его собственному выражению, «девки — кровь с молоком!». Под это определение Савинова вполне подходила, и ее сразу взяли. Надо сказать, что для 23-летней студентки это было огромной удачей. В 1949 году фильмов в стране снимали еще очень мало, попасть в них было трудно. А ей досталась заметная роль подруги героини, Любочки. Именно на съемочной площадке фамилия Екатерины претерпела изменения. В деревне она была СавИновой, москвичи стали произносить ее фамилию с ударением на первый слог, так и осталось. Во время съемок Пырьев сразу положил глаз на красавицу-блондинку и в один из дней появился в грим-уборной с прямым и недвусмысленным предложением. Говорят, режиссера даже не смутил тот факт, что с ними в комнате находились другие молодые актрисы. В ответ на «лестный» комплимент Савинова размахнулась и со всей силы влепила режиссеру пощечину, а рука у нее была тяжелая! Пырьев, казалось, смутился и молча вышел из комнаты. На самом деле, как потом выяснилось, затаил злобу на всю жизнь…

Дипломный спектакль с участием Савиновой с восторгом посмотрели педагоги многих вузов, ее единственную со всего курса сразу же пригласили работать во МХАТ. Уже служивший в то время в этом театре Алексей Баталов рассказывал мне, что Савинова приходила во МХАТ и долго извинялась, мол, простите, но я к вам не приду, я создана для кино. Маститые актеры качали головой: «Какое кино? Кто его будет смотреть? Вот театр — это профессия!» Еще не все понимали, что за кинематографом — будущее.

Отвергнутый Пырьев отомстил Савиновой

Не остался без применения и вокальный талант Савиновой. Она поступила в Институт имени Гнесиных. Там ее певческое мастерство отточили, научили нотной грамоте, Екатерина стала разбираться в классических произведениях. По окончании вуза ей сделали два роскошных предложения: поступить артисткой в Москонцерт или петь в Большом театре. Скромная Савинова отказывалась: «Да вы что? Я же не певица! Пою для удовольствия! Как это я буду изо дня в день исполнять одни и те же песни? А если мне будет неохота? Это ж из души идет!» Но, конечно, не только это было причиной отказа от карьеры певицы. Уже снявшись в нескольких фильмах в небольших ролях, Екатерина надеялась, что будут и другие предложения в кино.

«После ссоры Пырьев способствовал тому, чтобы ее не приглашали в кино. При этом даже брезговал называть ее фамилию, дав ей прозвище «гордячка». Конечно, Савинова очень переживала, плакала» В фильме «Косолапый друг». 1959 г. ТАСС/Киностудия им.Горького

И они были! На пробы ее приглашали часто. Режиссер Григорий Чухрай, задумав снимать фильм «Сорок первый», видел в роли Марютки именно ее. Утвердил Катю на пробах, но потом ей позвонили ассистенты режиссера и сообщили, что, к сожалению, ее кандидатуру не одобрили на художественном совете. Эту роль сыграла Изольда Извицкая. Режиссер Всеволод Пудовкин также пригласил Савинову в картину «Возвращение Василия Бортникова», на роль Фроськи Блиновой. Но потом отдал ее Инне Макаровой, а Савиновой позвонил и честно сказал, что ее запрещают снимать, что она в каком-то «черном списке». Тогда-то Екатерина и вспомнила о своей ссоре с Пырьевым и впоследствии получила подтверждение, что он способствовал тому, чтобы ее не приглашали в кино. При этом даже брезговал называть ее фамилию, дав ей прозвище «гордячка». Конечно, Савинова очень переживала, плакала. Ведь от стольких хороших предложений она отказалась ради своей мечты!

Но были и люди, которые ей помогали. Узнав о ее истории, влиятельный режиссер и актер Алексей Дикий сказал: «Не дают сниматься в кино — будет играть в театре!» И пригласил ее в Театр-студию киноактера, где поставил спектакль по пьесе Островского «Бедность не порок». На удивление, молодой Кате подошла роль Кабанихи в «Грозе». Оказалось, что она гениально может играть возрастных героинь! К сожалению, и здесь удача ей не улыбнулась. Спектакль не разрешили к выходу. Дикий переживал и всех вокруг уверял, что Кабаниха Савиновой стала бы театральным событием, что в жизни он встречал двух великих актеров — Станиславского и Савинову!

Поддержать Катю в этот тяжелый период вызвался муж, режиссер Евгений Ташков. «Давай я сниму фильм с тобой в главной роли! Мне не страшно нарушить запрет Пырьева!» Так началась история знаменитого «Приходите завтра...». К тому времени Екатерина и Евгений были уже десять лет женаты. Они познакомились еще во время учебы во ВГИКе. Ташков вспоминал, что тоже приехал поступать в институт из деревни, жить ему было негде, а мест в общежитии на всех не хватало. Первую ночь после оформления документов ему предложили перекантоваться в комнате, где жили студентки. «Зайдете, на свободную кровать ляжете, к стеночке отвернетесь, и ничего, переночуете», — обнадежили абитуриента. Так он и поступил. Когда хозяйки комнаты вернулись домой, Ташков даже не позволил себе ни разу оглянуться, хотя ему очень хотелось узнать, как выглядит девушка с чудесным, глубоким, певучим голосом. Утром проснулся, увидел Екатерину и влюбился...

«Савинову отговаривали: «Ростом не вышли, внешность у вас деревенская, будут давать однотипные роли в массовке...» Но Катю было уже не остановить» С Сергеем Филипповым в фильме «Медовый месяц». 1956 г.

Ташков вспоминал, что, как деревенский парень, не умел красиво ухаживать. Да, наверное, Кате, не привыкшей к нежностям, это было и не нужно. В те годы студенты постоянно хотели есть, и Евгений при любой возможности старался подкормить Катю. Вот это было ценно! Режиссер вспоминал, что, когда после окончания ВГИКа сделал Савиновой предложение, она почему-то расплакалась… Поженившись, они получили комнатку в коммунальной квартире. Односельчане Кати вспоминали, что ее близкие удивлялись: «Уж пять лет женаты, а детей все нет! Чего они там тянут?» На самом деле все эти годы Савинова ждала ролей в кино, всю себя была готова этому отдать… Лишь в 1957 году она родила сына. А лет через пять, когда уже стало ясно, что ей не дождаться серьезных ролей от других режиссеров, родилась идея фильма «Не от мира сего».

Да, именно таким было рабочее название картины «Приходите завтра...». Савиновой тогда уже исполнилось 34 года, но она находилась в такой хорошей форме, что вполне могла себе позволить играть 18-летнюю героиню. Сценарий к фильму они писали вместе с мужем. Тогда-то Катя и вспомнила о своих соседях, Бурлаковых. Много рассказывала о деревенских устоях, привычках, вот это: «А мне только чай, стаканов шесть. Мы с мамой всегда после бани чай пьем». Кроме того, как раз в тот период к ним приехала в гости родственница, которая не подозревала о существовании дверного звонка. Долго колотила в дверь… Этот факт рассмешил супружескую пару, и они поняли, что именно так Фрося должна зайти в квартиру знакомых москвичей. В общем, путь, пройденный Савиновой, лег в основу картины. Вместе с мужем они болели за этот фильм всей душой.

Съемки шли весело, актеры хохотали, импровизировали, наслаждались творчеством. А тень неизбежного уже легла на судьбу Екатерины. Смертельная болезнь попала в организм актрисы за несколько месяцев до начала работы над фильмом, который ее прославил. Перед съемками картины Екатерина купила на рынке стакан парного молока, которое она по деревенской привычке любила. Молоко оказалось от зараженной коровы, Савинова заболела бруцеллезом, о чем долго не подозревала. Последствия заражения отразились на нервной системе. Во время съемок «Приходите завтра...» актриса заметила, что у нее уже несколько месяцев не спадает температура. Муж настоял на обследовании, врачи долго не могли поставить диагноз, а бесценное время уходило. Ташков стал замечать, что Катя иногда с кем-то разговаривает, хотя находится в комнате одна. Она утверждала, что слышит «голоса»… В конце концов они поехали к известному профессору из Одессы, который указал на инфекционное заболевание и установил, что оно проявляется через нервное расстройство. Получается, находясь на пороге славы, Екатерина уже была обречена…

С Тамарой Макаровой и Инной Макаровой в фильме «Сельский врач». 1951 г.

Ненадолго от мрачных мыслей их отвлек небывалый успех картины. Са­винова стала актрисой-открытием­ 1963 года! Творческому коллективу фильма предложили ездить по стране с концертами, голос Екатерины (а все песни в фильме она исполняла сама) всех потряс. В первом отделении Ташков рассказывал о съемках, во втором Савинова пела, и длилось второе отделение бесконечно, ее не отпускали! Все бы хорошо, но периодически странное поведение Кати огорчало мужа. Например, в поездках по селам она часто раздавала деревенским все свои вещи. Катю приглашали в каждую избу, воспринимали как свою, и она делилась с колхозниками всем, чем могла.

Тем временем запрет Пырьева сходил на нет, его карьера клонилась к закату. Так что режиссер Константин Воинов без колебаний пригласил Екатерину в свою картину «Женитьба Бальзаминова». Приехав в Суздаль, Савинова попала в теплую обстановку провинциального городка, в компанию прекрасных актеров — Мордюковой, Шагаловой, Вицина… Дом, где жили Бальзаминовы и служанка Матрена, которую сыграла Савинова, не строили специально, а нашли на улицах Суздаля. Одна из жительниц сдала кинокомпании двор, амбар и... голубятню. Всех актеров расселили по избам, по вечерам местные жители приглашали их к себе на чай. По воспоминаниям суздальцев, у Савиновой сложились самые теплые отношения с местными. По сути, она попала в родную обстановку, в ней чувствовали свою, деревенскую.

Не умела интриговать и биться за роли

После успеха картины «Женитьба Бальзаминова» было еще несколько удачных работ. Например, в фильмах «Ко мне, Мухтар!» или «Зигзаг удачи». Но болезнь Савиновой уже не была секретом для коллег. К тому же она была скромна по натуре и не умела интриговать, биться за роли. Все, что нужно было Екатерине от работы в кино, — это удовольствие, и она получала его от самого процесса, в который погружалась полностью. Савинова действительно была немного «не от мира сего», далека от быта, от хозяйства. Ташков вспоминал, что она, умевшая все делать по дому, была по большей части освобождена от этих хлопот. Потому что, принимаясь за работу, делала все слишком медленно. К сожалению, эта медлительность, погруженность в свои мысли, фантазии тоже указывали на болезнь. В шестидесятые годы Екатерина пыталась лечиться. Врачи ей помогали на время, но выздороветь окончательно она не могла. Подруг у Савиновой в Москве так и не завелось. Пожалуй, выделяла она только Клару Лучко. Однажды сказала ей: «Я все понимаю, что со мной происходит. Не могу больше сниматься в кино. Не могу выступать на сцене. Зачем мне жить?»

«Голос от природы у нее был чистый, громкий. Но Екатерина про ноты ничего не знала. Пела в деревне в свое удовольствие, для души. И, как и Фрося Бурлакова, Савинова решила: «Поеду в Москву, учиться на артистку!» 1960-е гг. Мосфильм-Инфо

Все дальнейшее, произошедшее с Екатериной, рассказывали мне ее земляки. Например, Клара Белкина, которая в то время переехала из Ельцовки в Новосибирск. В 1970 году Савинова приехала в столицу Сибири, чтобы навестить и сестру, и подругу. Земляки актрисы из Ельцовки показывали мне ее письма, в которых она просила: «Заберите меня к себе, домой!» Почему не забрали? Сведения разнятся. Рассказывали, что даже отправляли за ней в Новосибирск родственника из Ельцовки с деньгами на проезд. Он-де загулял в дороге и вернулся без денег, передал: «Ехать отказалась…» Но вряд ли он встречался с Екатериной.

Последней, кто видел Савинову, была ее подруга Клара Белкина. Вместе они иногда ходили в церковь, петь на клиросе, это занятие успокаивало Савинову и давало небольшой приработок. Муж, находившийся в Москве, не подозревал о ее критическом состоянии. Вспоминал, что она иногда звонила ему, расспрашивала о его делах, разговаривала спокойно… На самом деле депрессия, вероятно, уже довела актрису до предела. Как-то Клара, отпуская ее домой, написала свой номер телефона на листке и сказала: «Доберешься — позвони!» Именно этот номер при погибшей Савиновой и нашли, и позвонил Белкиной сотрудник милиции… Домой, в квартиру сестры, актриса не вернулась. Причем, уходя оттуда утром, тщательно вымыла все полы. От Клары почему-то поехала на вокзал. Не поверите, но когда я разыскивала следы Екатерины в Новосибирске, стрелочница, ставшая свидетелем ее гибели в 1970 году, была еще жива! Она помнила, что сразу же выделила Савинову из толпы пассажиров, ожидающих поезд на перроне. «Она была красива, хорошо одета, отличалась от окружающих. Ходила туда-сюда… Была очень взволнована…» Поневоле вспомнишь монолог Анны Карениной, который Екатерина читала перед приемной комиссией… Когда Савинова бросилась к краю платформы, стрелочница окликнула ее: «Что же ты делаешь?!» Все произошло буквально в одну минуту… Подбежавшие сотрудники милиции даже не подозревали, что перед ними популярная актрис­а…

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх