На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 401 подписчик

Свежие комментарии

  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Это в сша ты хрен крутой а в России хуй простой.Поселивший семью ...
  • Наталья Иванова (Кубасова)
    Да никому не нужен этот "артист". Обратно в Испанию и сиди там.«Не трогайте мою ...
  • Erl Schweizer
    Не видеть положительное в людях - великий грех. Рад, что подросток вознагражден за человечность.Раскрыты подробно...

Ия Саввина со скандалом отказалась сниматься у Кончаловского

Откровенное интервью актрисы.

Ия Саввина 1967 г. LEGION-MEDIA

«Голос и манеру речи Беллы Ахмадулиной Ия очень точно воспроизвела, озвучивая Пятачка в знаменитом мультфильме про Винни-Пуха. Это был аттракцион! Мы все, знавшие Беллу лично, очень забавлялись. Ахмадулина же не обиделась, отнеслась с юмором, лишь сказала Ие: «Спасибо, что вы подложили мне такого милого поросенка, а не свинью», — рассказывает подруга Ии Саввиной Татьяна Макулова.

В конце пятидесятых годов вся культурная Москва стремилась попасть в Студенческий театр МГУ, в том числе на спектакль «Такая любовь» в постановке Ролана Быкова. Главные роли там играли студентка факультета журналистики Ия Саввина и молодой гидрогеолог Всеволод Шестаков — тогда муж Ии. Я училась в Щукинском училище на режиссерском факультете и, конечно, тоже ходила смотреть «Такую любовь». Без преувеличения могу сказать — постановка была гениальная! Но особенно меня потрясла исполнительница главной роли. После спектакля я пришла за кулисы, чтобы выразить благодарность и восхищение актрисе, поразившей меня. Это была наша первая встреча с Ией Саввиной.

Через несколько лет, когда я уже преподавала в Щукинском училище, а Ия стала известной актрисой, нас в общей компании познакомила моя подруга Алла Борисовна Покровская. Однажды с Саввиной мы случайно столкнулись у моего дома на Тверской улице. Узнали друг друга, поздоровались. И вдруг Ия говорит: «Ты только посмотри, известная артистка идет по Москве в рваных чулках!» Приподнимает юбку, а у нее действительно пополз чулок — чем-то зацепила. Я говорю: «Пошли ко мне домой». Поднялись в мою квартиру, зашили чулок, разговорились — и так началась наша дружба, не прерывавшаяся до конца жизни Ии Сергеевны.

Интересно, что успех на сцене Студенческого театра МГУ не поменял планы Ии на жизнь — она не собиралась идти в актрисы. После окончания факультета журналистики ее ждала редакторская работа в издательстве. Но тут спектакль «Такая любовь» пришел посмотреть Алексей Баталов. Игра Ии Саввиной так впечатлила его, что он порекомендовал ее, непрофессиональную актрису, Иосифу Ефимовичу Хейфицу, готовившемуся к съемкам «Дамы с собачкой». Главная мужская роль уже была закреплена за Баталовым, а поиски героини активно велись. Когда Саввину спросили, хотела бы она поработать в кино, она честно ответила, что нет. Но, узнав, что ее приглашают на пробы в экранизацию любимого чеховского произведения, сразу изменила мнение. Хейфиц ее утвердил, и результат превзошел все ожидания. Успех фильма «Дама с собачкой», личный успех актеров Алексея Баталова в роли Гурова и Ии Саввиной в роли Анны Сергеевны был триумфальным! При этом в ответ на комплименты ее актерской работе Ия смущалась и отнекивалась: «Ну какая я актриса...»

«Ия знала наизусть огромное количество стихов. На «Даме с собачкой» они с Баталовым устраивали состязания: один начинал наизусть читать стихотворение, а другой должен был продолжить. Ия обычно выигрывала» С Алексеем Баталовым в фильме «Дама с собачкой». 1960 г. Архив «7 Дней»

Через много лет дочь Исаака Бабеля Лидия обратилась к Ие Саввиной с просьбой подготовить ее сына в театральный институт. Ия была растеряна. Она не знала, как это делается, потому что сама не имела актерской школы. Ее дар был от Бога. У Саввиной были очень хорошие работы в театре, но кино раскрывало ее дар еще сильнее. На экране каждый зритель мог увидеть и оценить внутреннюю жизнь ее героинь. Ие нужен был крупный план! Она без слов, только глазами могла рассказать все — это шло у нее изнутри.

После «Дамы с собачкой» Ию пригласили в труппу Театра имени Моссовета и сразу ввели на главную роль в спектакль «Нора» — эту роль много лет с успехом исполняла Любовь Петровна Орлова. Казалось бы, какие чувства к молодой коллеге, кроме ревности, мог­ла испытывать Любовь Петровна? Но в день первого спектакля — дебюта на прославленной сцене Театра Моссовета — Ия получила корзину с запиской: «Внуково, 1 декабря 1960 г. Нора желает Норе успеха, бодрости духа, спокойствия. Тогда все будет хорошо. Обнимаю. Любовь Орлова». Актрисы подружились. Спустя несколько лет у Ии стал пропадать голос. Любовь Петровна в этот период была на съемках, а когда вернулась в театр и узнала о проблеме, даже накричала на Ию, что было совершенно не свойственно обычно сдержанной Орловой. Любовь Петровну возмутило, что Саввина не принимает никаких экстренных мер по спасению «рабочего инструмента» и так равнодушно относится к своему здоровью. На другой день Орлова позвонила со словами: «Я обо всем договорилась, вас будет смотреть лучший специалист в этой области. Что он скажет, то мы и сделаем». И Ие успешно провели операцию.

Саввина как талисман носила подарок Раневской

Очень трогательные отношения связывали Саввину и с другой легендарной актрисой Театра имени Моссовета — Фаиной Раневской. Фаина Георгиевна ценила Саввину не только как партнера, но и как человека, хорошо знавшего и любившего литературу. Кроме того, они обе были остроязыкими — никогда за словом в карман не лезли. За глаза в театре Раневскую все, в том числе и Ия, называли Старухой, но произносили это с уважением и пиететом. А Фаина Георгиевна дала Саввиной знаменитую характеристику: «Смесь гремучей змеи со степным колокольчиком». При этом дома у Ии была картина, подаренная Раневской, с подписью: «Талантливой Саввиной от такой же Раневской» — и акварельный пейзаж, нарисованный самой Фаиной Георгиевной. Ия часто как талисман носила перстень-печатку, подаренный Фаиной Георгиевной. У Раневской была привычка дарить тем, кто ей дорог, любимые вещи. Поэтому в ее доме к старости практически не осталось никаких ценностей, и Фаина Георгиевна шутила: «Если ко мне заберутся воры, они удивятся. Из стоящих вещей они найдут только мою вставную челюсть».

«В ответ на комплименты Ия смущалась и отнекивалась: «Ну какая я актриса...» Однажды ее попросили подготовить юношу в театральный институт. Ия не знала, как это делается, потому что сама не имела актерской школы. Ее дар был от Бога» С Семеном Фарадой, Георгием Бурковым, Валентином Гафтом, Светланой Немоляевой, Глебом Стриженовым и Игорем Костолевским в фильме «Гараж». 1979 г. Мосфильм-Инфо

Кстати, я сама один раз была у Раневской: Ия попросила отнести ей лекарство. «Танечка, проходите, — пригласила Фаина Георгиевна. — А почему вы без собаки? Иечка сказала, что у вас есть собачка!» Я говорю: «Ну как вы себе представляете: я впервые прихожу к Фаине Георгиевне Раневской — и с собачкой?» — «Именно так и нужно было сделать!» Она пригласила меня на кухню, приготовила чай. В разговоре посетовала на здоровье и на то, что плохо выглядит. Я возразила: «Вы замечательно выглядите, не наговаривайте на себя». На что Фаина Георгиевна ответила: «Мое лицо похоже на авоську, из которой вынули продукты».

Раневскую с Саввиной связывала и общая страсть к поэзии. Ия была энциклопедически образованна и знала наизусть огромное количество стихов. На «Даме с собачкой» они с Баталовым устраивали состязания: один начинал наизусть читать стихотворение, а другой должен был продолжить, и Ия обычно выигрывала. Однажды телевизионщики сняли уже немолодую Саввину у нее дома скрытой камерой, неприбранную, излишне откровенную. И эта съемка вышла в эфир. Посмотрев, я позвонила: «Ия, надо подавать в суд». Подруга же мне ответила: «Знаешь, это ничего не решит, только хуже будет». И прочитала длинное-длинное стихо­творение Поля Верлена по поводу злых языков. Она знала наизусть почти всего Бродского, Левитанского, Лермонтова, Есенина и так далее.

Ахмадулина на пародию не обиделась

Однажды в путешествии по Соловкам мы с Ией Саввиной и Аллой Покров­ской пошли в баню. Ия ушла раньше готовить уху, а мы с Аллой остались. И я угорела — потеряла сознание. Когда пришла в себя, увидела рядом Ию. Всю соловецкую белую ночь они с Аллой просидели возле моей постели, и Саввина до утра читала для меня наизусть стихи Лермонтова. Это было потрясающе! Ия дружила и с поэтами-современниками: Вознесенским, Ахмадулиной, Высоцким. Голос и манеру речи Беллы Ахмадулиной она очень точно воспроизвела, озвучивая Пятачка в знаменитом мультфильме про Винни-Пуха. Это был, конечно, аттракцион! Мы все, знавшие Беллу лично, очень забавлялись. Ахмадулина же не обиделась, отнеслась к этому с юмором, лишь сказала Ие: «Спасибо, что вы подложили мне такого милого поросенка, а не свинью».

Алла Покровская, Ия Саввина и Татьяна Макулова в путешествии по Соловкам. 1979 г. из личного архива Татьяны Макуниной

А какие праздники устраивала Ия для друзей! В ее день рождения, 2 марта, дверь в квартиру не закрывалась, потому что гости шли нескончаемой чередой: Наталья Тенякова и Сергей Юрский, Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Алла Покровская и Олег Ефремов, Игорь Ясулович, Юрий Богатырев, Любовь Стриженова, Тамара Кокова и многие-многие другие. Мы говорили о театре, играли, пели. Однажды речь зашла о театральной паузе, и Наталья Тенякова продемонстрировала, как можно эту паузу держать. Она молчала минут пять (огромный отрезок сценического времени), а все сидели и наблюдали за ней, чуть ли не раскрыв рты, такая внутренняя жизнь отражалась на ее лице. Еще мы гадали по книге. Например, Олег Ефремов мог сказать: «Седьмая строка седьмой страницы...» Читали стихи, обсуждали поэтов. Кстати, в гостях у Ии с удовольствием бывал легендарный поэт Павел Антокольский. Родившийся в XIX веке, он рассказывал такие интересные истории из своей жизни, что не хотелось его прерывать. А Игорь Ясулович, например, гениально рассказывал анекдоты — не знаю равных ему в этом умении. А как Ия с Любочкой Стриженовой пели романсы! Саввина ведь ни в театре, ни в кино практически никогда не пела, а голос у нее был прекрасный. Не могу забыть, как однажды на день рождения Ии пришел оператор Георгий Рерберг (они подружились на съемках фильма «История Аси Клячиной…») и широким жестом бросил на белый кухонный стол двух черных тетеревов с ярко-красными «гребешками». Получился такой красивый натюрморт, как будто ожила картина Рубенса. Ия этих тетеревов потом ощипала и приготовила.

Она была необыкновенной хозяйкой — обожала стряпать и стремилась всех накормить. И когда мы с Аллой Покровской гуляли и нас настигало чувство голода, мы говорили: «Пошли к Ие». У Саввиной вкуснейший обед был гарантирован. Она моментально могла приготовить что-то изысканное.

Однажды звонит мне откуда-то из Сибири: «Ты можешь меня встретить в Домодедово?» — «Могу». — «Только надо подать машину прямо к трапу». В те годы это было возможно... Это Ия привезла огромный мешок опят — ей их подарили перед отъездом. Мы приехали к ней домой, вывалили грибы в ванну и всю ночь чистили. Потом Ия их замариновала и засолила. Вообще, грибы занимали в жизни Ии особое место. Она их и готовила, и собирала феноменально. Я говорила: «Ия, по-моему, ты даже на заасфальтированном тротуаре можешь найти гриб!» Бывало, мы рано утром садились в ее красные «Жигули», выезжали на Пятницкое шоссе, оставляли машину на обочине и отправлялись в лес. Идем вместе, одной дорожкой: я ничего не вижу, а Саввина то и дело нагибается за очередным грибом.

«На экране каждый зритель мог увидеть и оценить внутреннюю жизнь героинь Ии. Ей нужен был крупный план! Она без слов, только глазами могла рассказать все — это шло у нее изнутри» С Владимиром Высоцким в фильме «Служили два товарища». 1968 г. Мофильм-Инфо

Как-то сидим мы с Аллой Покровской у Ии. Дело к лету, обсуждаем планы. Я говорю: «Моя приятельница из Харькова, руководитель местного театра, приглашает поехать на Северский Донец с палатками». — «А там рыба и грибы есть?» — спрашивает Ия. Иду к телефону, звоню приятельнице: «А у вас там есть рыба и грибы?» — «Да, да, полно!» Ия сразу решает: «Поехали!» Мы приготовили палатку. Купили пятнадцать палок сухой колбасы (достать ее в те годы было непросто, но для Ии Саввиной колбаса нашлась). Заготовили другую еду, матрасы, белье, сапоги — все это горой сложили в центре Ииной комнаты. Проводить нас на вокзал попросили знакомого с машиной. Когда он зашел, чтобы забрать наши вещи, не смог скрыть изумления: «А сколько человек едет?!» Кое-как загрузились мы в поезд и доехали до Краматорска. Там нас на машине встретили замечательные ребята — сотрудники театра, которым руководила моя приятельница. Отдых получился на славу: у меня есть фотография, как мы с Ией на четвереньках собираем землянику — за три часа набирали по трехлитровой банке. И грибы, конечно, собирали. Идешь через поле, а кругом шампиньоны. Местные их не брали, называли «турками», потому что сами же их и «туркали» — сбивали ногами шляпки. А мы сумками эти шампиньоны приносили в лагерь. Ия их жарила, варила. А из сырых шампиньонов делала изысканнейший салат. Однажды пришли в местное сельпо купить ржавой кильки, которую Ия очень любила. Стоит очередь — человека три-четыре. Подходит Саввина в кедах, в простом сарафане, без косметики, в косынке, повязанной по-крестьянски. И какая-то женщина в очереди щурится на нее — присматривается. Говорит: «Ой, что-то лицо у тебя знакомое. Ты с Изюму?» (Недалеко был город Изюм.) Ия отвечает: «Нет». — «Ой, а где ж я тебя видела?» — «Не знаю…» Просто Саввина никогда не наряжалась как актриса. Конечно, у нее имелись вечерние наряды, но надевала она их исключительно на сцену или на какие-то приемы. А в повседневной жизни не пользовалась макияжем, гладко зачесывала волосы, делала пучок-шишечку на затылке и бежала по делам. Правда, все это только подчеркивало ее прекрасное лицо и необыкновенные голубые глаза.

«Она была необыкновенной хозяйкой — обожала стряпать и стремилась всех накормить. У Саввиной вкуснейший обед был гарантирован. Она моментально могла приготовить что-то изысканное» С Татьяной Догилевой в фильме «Частная жизнь». 1982 г. Мосфильм-Инфо

А еще Саввина была заядлой рыбачкой. Именно эта страсть свела ее со вторым мужем, актером и режиссером Анатолием Васильевым. Это произошло в нашей совместной поездке. Нас пригласили на Соловки. В Архангельске народным театром руководил Виктор Петрович Панов — мой ученик. Я курировала этот театр, ездила в Архангельск, занималась с его студийцами. Как-то Виктор предложил: «Татьяна Леонтьевна, пригласите, пожалуйста, своих знаменитых подруг-актрис к нам в гости. А Алла Борисовна Покровская пусть приезжает вместе со своими студентами. Познакомим архангельскую молодежь с московской и все вместе съез­дим на Соловки». Конечно, все с удовольствием откликнулись: поехали Алла Покровская с сыном Мишей Ефремовым и со своими студентами (Димой Брусникиным, Ромой Козаком, Сашей Феклистовым и другими), Ия Саввина, режиссер Николай Скорик, супруги-драматурги Александр Гель­ман и Татьяна Калецкая с сыном Па­шей, я с мужем и сыном и Ана­толий Ва­силь­ев, работавший тогда над фильмом по сценарию Татьяны Ка­лецкой. На корабле мы обошли почти все острова и достопримечательности Соловецкого архипелага в Белом море, а параллельно занимались с ребятами режиссурой и другими театральными науками — сегодня бы это назвали «выездными мастер-классами». Конечно, Ия ходила удить рыбу, а Анатолий Васильев тоже оказался заядлым рыбаком. Они стали рыбачить вместе, разговаривали о жизни, о театре и подружились. Эта дружеская связь перешла в Москву, а потом случилась любовь. Саввина и Васильев съехались, и эти отношения продолжались до конца дней Ии.

Толя заботливо относился и относится и к сыну Ии от первого брака — Сереже Шестакову. Сережа родился с синдромом Дауна, и Ие приходилось много заниматься его здоровьем и образованием. Сережа увлекался и увлекается живописью, у него очень радостные акварели, чистые краски. Друзья Ии помогли ему организовать две персональные выставки. Еще Сережа обучался иностранным языкам, игре на фортепиано, к каждому своему дню рождения учит стихи. День рождения у него

«В первый же день ее работы во МХАТе одна известная актриса с ехидством поинтересовалась: «Ия Сергеевна, а вы не боитесь? Вас же тут съедят!» — «Меня? Не съедят. Подавятся!» — мгновенно отреагировала Саввина» С Олегом Ефремовым в спектакле «Утиная охота». 1979 г. Архив «7 Дней»

27 марта, в Международный день театра. Поэтому я, например, ни разу в этот день не была на посиделках и капустниках в Доме актера — всегда праздновала с Ией и Сережей. И до сих пор мы, старые друзья Ии, приезжаем 27 марта к Сереже в квартиру в Большом Власьевском переулке (теперь на этом доме установлена мемориальная доска народной артистке СССР Ие Саввиной). Надо отдать должное Толе Васильеву — он поддерживает эту традицию и вообще достойно ухаживает за Сергеем, в этом ему помогает помощница Елена. А я помню, как Сереженька был еще маленьким, жил на Фрунзенской набережной у бабушки Янины Адольфовны — матери Всеволода Шестакова. Бабушки Сережу обожали. Летом мальчик гостил у мамы Ии Веры Ивановны в подмосковной Опалихе, мы часто с Ией ездили туда — навещали сына и маму. Вера Ивановна пережила свою старшую дочь. Она скончалась несколько лет назад на 102-м году жизни. За ней ухаживала младшая дочь Алла и ее дочери.

Саввина обожала Олега Ефремова

Был у Саввиной еще один друг — Петр Штейн, режиссер. Он всегда очень помогал Ие и замечательно общался с Сережей, привозил ему краски для рисования. Петр Штейн для Ии Саввиной, Наташи Теняковой, ее дочери Дарьи Юрской и Евгения Киндинова поставил во МХАТе спектакль «Рождественские грезы». В этом спектакле подруги Саввина и Тенякова играли мать и дочь. Все было замечательно, кроме одного: спектакль с таким названием обязательно ставили в театре в афишу в Новый год, Рождество и другие зимние праздники. Конечно, это доставляло Ие массу неудобств, потому что она привыкла проводить праздники с близкими и сыном, устраивать семейные и дружеские застолья.

Олег Ефремов много лет настойчиво звал Ию Саввину во МХАТ. Она обожала Олега Николаевича как человека, как артиста и как выдающегося театрального деятеля. А Ефремов очень ценил Саввину как актрису и единомышленницу. И когда ушел из жизни Юрий Александрович Завадский, главный режиссер Театра имени Моссовета, Ия приняла приглашение Олега Ефремова.

С Николаем Гринько и Мариной Влади в фильме «Сюжет для небольшого рассказа». 1969 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

В первый же день ее работы во МХАТе в очереди театрального буфета состоялся такой диалог. Одна известная актриса с ехидством поинтересовалась: «Ия Сергеевна, а вы не боитесь? Вас же тут съедят!» — «Меня? Не съедят, — мгновенно отреагировала Саввина, — подавятся!» Во МХАТе она сдружилась с Иннокентием Смоктуновским и Вячеславом Невин­ным. Со Смоктуновским они травили анекдоты — Иннокентий Михайлович был чрезвычайно смешливым. А со Славой Невинным Ия постоянно обсуждала кроссворды — они оба были кроссвордистами.

Конечно, характер у Ии был нелегкий. Она могла быть резкой, вспыльчивой, прямолинейной. Чего стоит случай с Андроном Кончаловским! Фильм «История Аси Клячиной…» по сценарию Юрия Клепикова был очень дорог Саввиной. Андрей Кончаловский покорил ее своим режиссерским чутьем, умом и харизмой, атмосфера в группе была доброжелательная. Ия была очень довольна своей работой. Но в 1967 году, когда фильм был снят, мало кто сумел его увидеть — слишком честный и в чем-то нелицеприятный для советской власти фильм на

20 лет угодил на полку. В 1987 году запрет был снят, и картина стала культовой. Даже Государственной премии в итоге удостоилась! Видимо, окрыленный этим успехом, Андрон Кончаловский решил снять продолжение с теми же героями 25 лет спустя. Совместно с Виктором Мережко написал сценарий «Курочка Ряба» и, конечно, предложил главную роль Саввиной. Прочитав сценарий, Ия не просто отказалась, а сделала это очень резко, со скандалом — досталось и Кончаловскому, и Мережко. Она сочла историю оскорбительной и уничижительной по отношению к русскому народу. Разгневавшись, Ия могла и матом приложить. Мы, ее друзья, называли это «Ия дает свечу».

«Никто из тех, кто хорошо знал Саввину, на нее не обижался — такой уж у нее был темперамент. В актерской среде редко встретишь настоящую дружбу. А вот у Ии было много настоящих и верных друзей» 1983 г. Валентин Мастюков/ТАСС

Я всегда удивлялась, глядя на ее маму: в кого Саввина такая? Вера Ивановна была сельским врачом. Не­многословная, но всегда приветливая и мягкая в общении женщина. Наверное, свой характер Ия унаследовала от отца. Правда, Ия о нем никогда не рассказывала. Он не вернулся в семью после войны. Саввина маму очень любила, я ни разу не видела, чтобы они ссорились. Да и мы с Ией ни разу не поссорились за более чем 45 лет нашей дружбы. Хотя она, бывало, гневалась даже из-за копеечного проигрыша в карты (мы с ней, Наташей Теняковой и Сергеем Юрским любили сыграть на деньги, правда, ставили копеек по десять. Мой самый большой выигрыш составил примерно два с половиной рубля). Ия не любила проигрывать и, если такое случалось, мог­ла «дать свечу». Но никто из тех, кто хорошо знал Саввину, на нее не обижался — такой уж у нее был темперамент. В актерской среде редко встретишь настоящую дружбу. А вот у Ии было много настоящих и верных друзей.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх