На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 401 подписчик

Свежие комментарии

  • Татьяна Бут
    Поиск крутых имен? Вы их находите, на этом все и кончается, т.к. их больше нигде не увидешь. Эти таланты должны радо...Поселивший семью ...
  • Анатолий
    Нашёлся бы кто смелый да в жопу его трахнул. За семью он перживает. Вот, к примеру, Расторгуев за семью не переживает...«Не трогайте мою ...
  • Вовладар Даров
    Низкая и никому ненужнаяПредали забвению:...

Александр Любимов: о брендах, мышах и «играющем поколении»

В начале декабря на книжной ярмарке нон-фикшн вы презентовали свою книгу «ВИD на ремесло. Как превратить талант в капитал». Книга вызвала большой интерес у публики. Как вы думаете, почему? 

Я не писатель, не специалист. Мне трудно определить, насколько большой интерес у публики книга вызвала. Но от ее создания книги я получил большое удовольствие. Это было как приключение. 30 лет программе «Взгляд». Все кругом говорят, что надо отмечать. Мне, если честно, гораздо интереснее думать о будущем, ну а тут как-будто созрела тема поставить некую временную отсечку. А вообще то у меня все впереди. Я считаю себя молодым и начинающим. В моем возрасте, например, Владимир Познер ещё не был никому известен. Сейчас ему 83 года и он звезда номер один «Первого канала». 

Как зародилась идея сознания данной книги? И как проходила работа с издательством АСТ? Если писать, то писать полезную книгу. Не хотелось ограничиваться дурацкими воспоминаниями. О чем может рассказать журналист? О встречах с Великими людьми. Мне кажется, эти Великие люди и так о себе сами расскажут. Зачем нужно плодить буквы и слова? Человечество проживет без моих мемуаров. Мы же, журналисты, не творим историю, а соучаствуем.

Моя книга — это книга для начинающих журналистов. Я постоянно читаю лекции. Накопилась масса информации, и хотелось создать учебник для журналиста. Сейчас же модно — знания, поэтому в моде и литература, которая развивает, а не только развлекает. И наши взгляды с издательством в этом совпали. 

В книге используются QR-коды, позволяющие воспроизвести видеоинтервью с помощью специального мобильного приложения. Это была ваша идея, или издательство АСТ настояло на использовании данного новшества? Как спецкоды дополняют содержание книги?

Есть замечательная книга Йохана Хёйзинга «Человек играющий» («Homo ludens»). И современное поколение — люди «играющие». Все в телефоне, в приложениях. Современный человек, видимо, не очень приспособлен вдумчиво читать интеллектуальные тексты. Никого не хочу обидеть, но такое складывается впечатление. С появлением поисковиков в сети тяга к знаниям формулируется в другом. Не как желание получить формальные знания, а как желание получить возможности, новые качества, новые компетенции. Мне кажется, наша книга как-раз учит новым компетенциям, полезным всем, кто хочет рассказать о себе миру. Но она и развлекающая.

Это книга — пособие для журналиста, автора, кинодокументалиста, блогера или влогера. Есть инструментарий, который со времен Аристотеля не менялся, но мы его интерпретируем с современных позиций. Эта книга о том, как рассказать историю, как рассказать ее так, чтобы вас поняли, как рассказать ее, чтобы вас разные люди поняли приблизительно одинаково. Это книга о том, как рассказать свою историю в картинках. Но, чтобы не сильно утомлять, мы разбавили текст, учитывая фактор информационной пресыщенности, сделали специальные вставки. Рассказы, воспоминания про наш 30-летний опыт производства телепрограмм... Это истории о том, как происходит становление телекомпании «ВИD». Это рассказы о телепроектах и их успехе. 

Я думал, будет книга и к ней приложится флешка. Я хотел закачать выпуски программы «Взгляд»,  «Жди меня» и другие, о которых в книге идет речь. Сейчас же модно «second screen». Когда на одном экране, скажем, Вы смотрите сериал, а на другом - дополнительная информация о героях этого сериала, например. Ну вот и мы придумали — человек читает, вставляет флешку и смотрит параллельно, как выглядит то, о чем он читает в режиме онлайн. То есть он может сравнить описательный текст со своими визуальными впечатлениями, попробовать понять, в чем в каждом конкретном случае было новаторство того или иного проекта. Иначе трудно понять, чем замечательны были эти программы в свое время. Время меняется, мощно меняется телеязык и киноязык. Но с флешкой, как оказалось, книгу продать тяжело. Слишком дорогая она выходит. И решили сделать интернет-канал, а ссылки на конкретные телепроекты в книге отметить QR-кодами.

Какие эксклюзивные материалы читатель сможет найти на страницах вашей книги?

Я решил добавить интервью в книгу и в сопутствующий интернет-канал. Камилл, мой соавтор, брал у меня интервью, а я брал интервью у своих «продюсеров» Эдуарда Сагалаева, Анатолия Лысенко, делал интервью с Иваном Демидовым, Константином Эрнстом. Владика Листьева, Андрея Разбаша, Сергея Кушнерова, Сергея Бодрова, их уже нет... Они уже не расскажут. Вот удивительная вещь: ты считаешь себя молодым человеком, а многих друзей уже нет. Я понимаю, Броневой, ему 88 лет было... 

Какую роль в понимании книги играет образ мыши, который вы используете в предисловии?

Как-то один из моих детей прислал видео с Facebook. Есть такой Митио Каку, он занимается современной наукой, японец американского происхождения. И на видео он рассказывает о поведении мышей, в которых вживляют чипы и проводят с ними эксперименты. Например, мышь ищет дорогу к воде, находит, а, если стереть информацию на чипе, то на опять не может жту воду найти. А этот чип с памятью переносят в мозг другой мыши, и та уже легко находит выход к воде.

Суть в том, что можно передать информацию из мозга в мозг, минуя телевизор, книги, интернет — все средства коммуникации. И следующее поколение после социальных сетей — это нейросети. Когда мы сможем передавать друг другу огромный объём информации без специальных устройств. Конечно, непонятно, когда эта эпоха придет и придет ли вообще. И поэтому пока видеорассказ — самое передовое средство коммуникаций. И как такой рассказ профессионально сделать, можно узнать из нашей книги. А символ книги — мышь, которая уже может передавать информацию на расстояние. Ее образ на обложке, как мне кажется, заставляет читатель быстрее дочитывать и уже начинать снимать свою историю. А то может быть уже поздно. Ведь в эпоху нейросетей телевидение будет не нужно.

А.Любимов и К.Ахметов Предоставлено организаторами мероприятия

И дальше мой друг Андрей Макаревич, у него есть серия с замечательными котами. Я ему предложил сделать карикатуру с мышами и котами, и он согласился.

Вы посвящаете отдельную часть книги работе во «Взгляде» с Сергеем Бодровым. Каким он вам запомнился? 

В книге больше профессиональных вещей, нежели личных... Сергей прекрасный парень. Это просто чудо, как он оказался у нас во «Взгляде», стал моим соведущим, а потом сыграл в «Брате» и стал просто мегазвездой. Образ молодого человека из «Брата», такого нежного, возвышенного и одновременно безжалостного убийцы — это очень точный слепок чувств молодых людей, которые вступали во взрослую жизнь в 90-е годы.

Сергей был очень особенный, самобытный, необычный. Последний совместный проект - «Последний герой». Уже было понятно, что во “Взгляд” он не вернется. Наверное, трудно поверить, что человек такой популярности просто решил стать кинорежиссером и никакой звездной болезнью не страдал. . Ему хотелось развиваться дальше. Кинорежиссер, конечно, тяжелая мужская профессия. Большая ответственность. Мне очень нравится фильм «Сестры», уже в этом кино прослеживается стиль Сережи как режиссера. 

Готовы ли вы прокомментировать недавнее интервью Светланы Бодровой?

Отвечу так: человеческую слабость легко комментировать, но это жестоко по отношению к человеку. Особенно по отношению к женщине. Слабости бывают у всех. Вот я о себе расскажу Вам. Помню, когда стоял у гроба Владика Листьева в 1995 году, мне было нереально плохо. Так плохо. Масса людей, камеры вокруг. И я сказал, что раз Владика убили, то и Бога нет! Я всю жизнь переживаю за эту фразу. Это неправильно так говорить.  Но я в тот момент был слаб. Я желаю Свете все самого хорошего. Ее можно понять, она переживает драму, потерю любимого человека. 

Возвращаясь к истокам. В этом году «Взгляд» отмечает 30-е. Программа была отражением общественно-политической жизни в стране. Сейчас, на ваш взгляд, существует ли программа с аналогичной важнейшей общественно-политической функцией? 

Да, сейчас много хороших журналистов, тонких, умных. В этом году Премией РБК отметили Юрия Дудя. Мне нравится Михаил Фишман, Михаил Зыгарь. Очень много замечательных талантливых журналистов.

Но проблема в том, что сократилось количество рабочих мест, где талантливые люди могут раскрыться. Телевидение у нас пропагандистское. Газеты тоже в значительной степени. Мало мест, где есть хорошая журналистика. Это «РБК», «Коммерсантъ», «Дождь», «Новая газета», Лента, «Meduza»… Может, еще пара мест. Но это такой исторический период, может, что-то поменяется в ближайшем будущем. 

Вспоминая о 90-х, что вы испытываете?

Скажу так. Многие судьбы рушились, бизнес закрывался, но в целом была яркая насыщенная жизнь. Жаль, что в сознании современной молодежи 90-е выглядят как серил «Бригада». Хочу Вам сказать, что никогда бандиты не управляли нашей страной. Пытались, влияли, но такое представление весьма примитивное. Да и вообще нельзя смердеть и ныть, как плохо живется. Если вы родились на этот свет, надо наслаждаться жизнью. Это счастье — жить и быть счастливым. А счастье — это не деньги и не успех. Это внутреннее состояние. 

Книга рассчитана на современное поколение тележурналистов, это, если можно так сказать, «Библия современной журналистики». Согласны ли вы с таким определением? Ваше напутствие современным тележурналистам.

Совета у меня для современных журналистов два: любопытство и трудолюбие. Все люди талантливы, просто многим лень и не хватает любопытства. Сегодня в интернете огромные возможности. Хотите свое средство информации, хотите инстаграм, хотите телеканал. Все доступно. А со временем это может принести и деньги, и славу. При этом можно иметь и основную работу, не связанную с журналистикой. Сейчас время самозанятости. Человек может создавать себя как бренд. Кстати, моя книга про это. 

Есть ли планы написать ещё одну книгу? 

Мы обсуждаем с издательством. Я хочу продолжить сотрудничество с Камиллом. Мне многие из моих студентов говорят, что книга очень хорошая получилась. Я рассказал в книге реальные вещи, которые в другом учебнике можно и не встретить. Так что мотивы что-то еще написать есть. Но, если идти в новое приключение, то оно должно быть интересно читателям. Вторую книгу о телевидении не планирую, но, возможно, она будет о политике. 

Материал подготовила Ирина Невейко

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх