На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 400 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Это в сша ты хрен крутой а в России хуй простой.Поселивший семью ...
  • Наталья Иванова (Кубасова)
    Да никому не нужен этот "артист". Обратно в Испанию и сиди там.«Не трогайте мою ...
  • Erl Schweizer
    Не видеть положительное в людях - великий грех. Рад, что подросток вознагражден за человечность.Раскрыты подробно...

Владимир Финогеев: Окончательный Врубель

«Мы говорили о том, что Леонардо да Винчи не учитывал хирологического соответствия рук и характеров...

РИА НОВОСТИ

«Мы говорили о том, что Леонардо да Винчи не учитывал хирологического соответствия рук и характеров изображаемых персонажей. А были ли художники, которые это делали?» — «Таких было немало. Взять хотя бы Врубеля Михаила Александровича». — «Врубеля?» — Слава посмотрел на меня с хитрецой. Он был любитель подмечать всякие малозаметные связи. Мы шли по тротуару на стороне Малого театра. День искрился. Охотный Ряд наполнял шумом воздух. Напротив, через дорогу, возвышалось прекрасное здание «Метрополя». Слава, прищурясь, указал пальцем на стену гостиницы: «А ты знаешь, что там панно работы Врубеля?» — «Знаю». — «И я знал всегда, но сейчас, взглянув, вдруг поразился, что не могу сказать, что именно там изображено». — «Произведение Врубеля «Принцесса Греза», вернее так: картина Врубеля «Принцесса Греза» здесь выполнена на майоликовой плитке, изготовленной в Абрамцевских мастерских Саввы Мамонтова». — «Майоликовая плитка? Это еще что такое?» — «Керамическая плитка, которую делают по определенной технике. Ее дважды обжигают: держат в печи, потом наносят рисунок или цвет, затем опять в печь, выдерживают сутки при температуре тысяча градусов. Гжель, например, — это тоже майолика». — «А почему гостиница названа «Метрополь»?» — «От греческого «город-государство». — «Пожалуй, и верно, она — огромна». — «У «Метрополя» — а это шедевр модернизма — интересная история. Непростая. На этом месте была гостиница с банями, построенная купцом Челышевым в 30-е годы XIX века. Строил Осип Бове, который возвел здание Большого театра. В конце века место выкупил Савва Мамонтов, у него была идея создать культурно-деловой центр. Чтобы и гостиница была, и ресторан, и картинная галерея, но главное — театр. Савва задумал бросить вызов самому Большому. Зал по плану должен был вмещать три тысячи человек, это на пятьсот больше, чем в Большом театре. Был объявлен конкурс на лучший проект. Его выиграли два мастера, два гения национального модерна — Кекушев и Шевяков. Любопытно: Кекушева звали Лев Николаевич, а Шевякова — Николай Львович. Но Савва Мамонтов отдал предпочтение работе архитектора Вильяма Валькота, которая заняла четвертое место». — «Знаю, это британский архитектор». — «Верно. Хотя собственно британским он стал позже. Все-таки родился в Российской империи». — «Да ты что?!» — «Да, в Одессе. Он был сыном шотландского торговца. Отец в силу профессии много ездил, будущего архитектора увезли в Европу, жил он также и в Южной Африке. В 17 лет вернулся в Россию и поступил в Императорскую Ака­демию художеств. Потом учился в Париже. Жил и работал в Москве, Санкт-Петербурге. Для Мамонтова он придумал проект под названием «Женская головка». Савве понравилось его видение, потому он и пошел против мнения именитых знатоков и специалистов, которые отдали пальму первенства Кекушеву и Шевякову. Началось возведение здания. Вскоре против Саввы Мамонтова возбудили уголовное дело. Обвинили в финансовых махинациях. Он был арестован, какое-то время сидел в тюрьме. Суд он выиграл, но это преследование его разорило. Поговаривали, что за ним стоит министр финансов Витте, которому потом и отошел проект возведения «Метрополя». Витте и Северному домостроительному обществу. Они пригласили продолжить строительство Кекушева и Шевякова». — «А Валькот? Его отстранили?» — «Нет, он продолжил работать, но его отодвинули на вторые роли. Проект был переделан, вместо театрального зала сделали ресторан с прозрачной крышей. В 1901 году там случился пожар. Здание восстановили, закончили строительство в 1905 году. Вообще, в создании «Метрополя» принимала участие целая команда весьма именитых архитекторов, например, Воейков, Веснин, Жолтовский, Шехтель, а интерьеры и фасад расписывали знаменитые художники Васнецов, Врубель». — «Слушай, я вижу еще целый скульптурный ряд по фасаду. Случайно не знаешь, что это?» — «Случайно знаю. Это композиция «Времена года» скульптора Андреева, имя не вспомню сейчас, по-моему, Николай». — «Я удивлен, откуда ты это все знаешь?» — «У меня супруга занимается архитектурой Москвы, ей очень нравится модерн, она меня и просвещает». — «Понял. А почему «Принцесса Греза»?» — «Это по произведению Эдмона Ростана». — «Ростан? Знакомая фамилия». — «Если я назову самую известную его пьесу, ты сразу вспомнишь». — «Ну?» — «Сирано де Бержерак». — «Да, точно, вспомнил! Эдмон Ростан! Ну как же! А почему тут «Принцесса Греза»?» — «История тоже хитрая. Мамонтов заказал Врубелю написать два панно для Нижегородской выставки, которая проходила в 1896 году. Врубель выбрал два сказоч ных сюжета. Один — по пьесе Ростана «Принцесса Греза». Этот сюжет был весьма популярен в то время. Речь там идет о том, что некий трубадур из Франции, услышав рассказы о красоте и благородстве принцессы из Триполи, влюбился в нее заочно, снарядил корабль, отправился к ней. В дороге он смертельно заболел. По прибытии в Триполи его, умирающего, доставили к принцессе, он восхитился ее красотой, объяснился в любви и умер. Принцесса ушла в монастырь. Краткий лейтмотив пьесы: жизнь — за красоту. Врубель выполнил работу, однако комиссия Академии художеств запретила выставлять ее, мотивируя нехудожественностью произведения. Савва был в гневе от такого решения. Он построил два павильона, где выставил оба полотна Врубеля. Народ валил валом. Решение перенести картину Врубеля на майоликовую плитку и разместить на главном фасаде «Метрополя» принял Витте». — «Теперь выбор понятен, это гимн красоте «Метрополя». — «Соглашусь, но есть один нюанс. О самой пьесе «Принцесса Греза» нелестно высказался Станиславский: «Много видел на свете, но такой мерзости видеть не приходилось». — «Вот это да! Пожалуй, это информация к размышлению. А ты что думаешь?» — «Мы с тобой знаем: ничего случайного не бывает. «Принцесса Греза», скажем так, множественно перекликается и с историей здания, и с судьбами тех, кто принимал участие в его создании. Красота потребовала жертв. Мамонтов лишился состояния, Витте совершил грех присвоения чужого, Кекушев, Врубель сошли с ума, Шехтель, Шевяков, Валькот окончили жизнь в забвении и практически в нищете, при этом Валькот еще и покончил с собой». — «Но ты говорил, что Врубель сопрягал характер лица на полотне с руками героя». — «Действительно, если взглянуть на его работы, это можно отследить». — «А как он это делал? Он что, изу­чал хиромантию?» — «Думаю, не изучал, иначе об этом стало бы известно дотошным биографам. Когда я увидел фотографию Врубеля, то обратил внимание, что у него была узкая, сухая, маленькая кисть, пальцы же, напротив, обладали массой, узловатостью и необыкновенной длиной. Длинные худые пальцы, которые визуально намного превосходят кисть, характерны для шизофреников. Но у Врубеля пальцы были еще и широкие, что при их длине указывает на способность к тонкому и глубокому выражению своего внутреннего мира, в его случае — средствами живописи. Врубеля попросили проиллюстрировать произведение Лермонтова «Демон». Врубель создал тридцать работ по теме. Демон, по мысли Врубеля, выражает трагизм и стойкость, силу, гигантский потенциал и невозможность его реализовать из-за постоянной внутренней борьбы, чудовищных сомнений. На картине «Тамара и Демон» в виде Демона изображен молодой человек с густой гривой волос, который страстно сжимает руки княжны Тамары. Мы можем видеть кисть левой руки Демона. Все пальцы разной толщины, а большой палец неестественно вывернут. Так не бывает на руке человека. Художник тем самым хотел подчеркнуть нечеловеческую природу Демона». — «Я не очень понимаю, что значит неестественно вывернутый большой палец». — «Если ты положишь руку на стол ладонью вниз, то ты увидишь только профиль своего большого пальца, ноготь доступен только сбоку. Чтобы увидеть ноготь большого пальца целиком, то есть «анфас», ты должен повернуть ногтевую фалангу на 90 градусов. Практически сделать это невозможно, не сломав палец. У Демона мы видим ноготь большого пальца развернутым именно таким образом. Художник последовательно проводит принцип хирологического повтора характера в формах рук и ногтей. Другое верное изображение рук мы наблюдаем на картине Врубеля «Богатырь». Вещь совершенно фантастическая. Богатырь и его конь выписаны в неестественную ширину. Так Врубель подчеркнул исполинскую мощь всадника и коня. Врубель тщательно продумал правую руку богатыря. Его широкая кисть и толстые, с узелками пальцы сообщают о могучей физической силе, просветы выражают совесть, готовность послужить людям, жизнь, полную лишений и подвигов, расширенные концевые фаланги указывают на прагматичную смекалку, изобретательность в бою. Плюс к этому безымянный, который превышает длину указательного, — все сообщает о жертвенности, служении идеалу. Не так давно современные ученые установили, что длинный безымянный палец свидетельствует о высоком уровне тестостерона. Даже эту гормональную основу мужества интуитивно предвидел в своем богатыре Врубель». — «То есть выписал богатыря буквально от головы до кончиков пальцев в окончательной хирологической полноте». — «Именно».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх