Факт № 1. С временем празднования Нового года на Руси многие столетия был полный разнобой
В стародавние времена с датой празднования главного зимнего праздника были полный разброд и шатание. Древние славяне-землепашцы считали первым днем нового года 1 марта, когда начинались работы на полях после зимы. По другим источниках, это было 22 марта — день весеннего равноденствия.
А предки-язычники, считавшие своим божеством злобного морозного колдуна Трескуна (Карачуна), с которым им удалось «подружиться» лишь благодаря хитрости, отмечали Новый год в самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы — на «зимний солнцеворот».
В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Руси, был принят и византийский календарь. Празднование Нового года было перенесено на 1 сентября — время, когда урожай уже был собран, все сельскохозяйственные работы завершены — и можно было начинать новый жизненный цикл.
С тех пор на Руси параллельно существовали два праздника: по-старому — весной и по-новому — осенью. Разногласия продолжались до ХV века, тогда указом царя Ивана III официальной датой празднования Нового года на Руси стало 1 сентября и для церкви, и для мирских людей.
Факт № 2. Дату главного зимнего праздника в России ввел император Петр I
Только в 1699 году Петр I своим указом повелел считать отсчет Нового года с 31 декабря на 1 января 1700 года. Молодой царь внедрял европейские обычаи, так что дома в праздничную ночь по его велению были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе — так, как это исстари делали в Голландии.
Петр I считал, что 1700-й — это начало нового столетия. В исторических документах зафиксировано, что в первую «петровскую» новогоднюю ночь на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Бояре и служивые люди было облачены в венгерские кафтаны, а женщины — в нарядные иноземные платья.
Отметили новый праздник, как говорится, по «полной программе». Бурные торжества продолжались вплоть до 6 января и окончились крестным ходом на Иордань.
Вопреки обычаю русский император не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.
Свежие комментарии