На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 401 подписчик

Свежие комментарии

  • Татьяна Бут
    Поиск крутых имен? Вы их находите, на этом все и кончается, т.к. их больше нигде не увидешь. Эти таланты должны радо...Поселивший семью ...
  • Анатолий
    Нашёлся бы кто смелый да в жопу его трахнул. За семью он перживает. Вот, к примеру, Расторгуев за семью не переживает...«Не трогайте мою ...
  • Вовладар Даров
    Низкая и никому ненужнаяПредали забвению:...

«Чернобыль»: Данила Козловский — радиоактивный объект

Героическая драма о чернобыльской катастрофе выходит в кинотетрах, и нам есть что о ней сказать.

Кадр из фильма «Чернобыль», 2021 Кадр из фильма

«Чернобыль»

Производство: Россия («Централ Партнершип», DK Entertaiment, ГПМ КИТ, «Нон-стоп Продакшн»)

Режиссер: Данила Козловский

Жанр: драма

В ролях: Данила Козловский, Оксана Акиньшина, Равшана Куркова и другие

Кадр из фильма «Чернобыль», 2021 Кадр из фильма

С самого начала «Чернобыль» Данилы Козловского пытается избежать сравнений с одноименным сериалом HBO. Он не претендует на реалистичность, персонажи здесь выдуманные и ни на ком конкретно не основаны. Фильм не интересует политическая или научная подоплека — ему важнее познакомить нас с героями, заставить переживать за развитие мелодраматической линии и надеяться, что все выживут. 

В этом российский «Чернобыль» гораздо ближе к «Титанику» или даже «Перл-Харбору», чем к сериалу 2019 года, который временами походил скорее на хоррор о жуткой невидимой силе, нежели на рассказ о несгибаемых героях и их отношениях.

Само по себе это не хорошо и не плохо. Подобное решение кажется вполне логичным. Повторять то, что практически идеально воплотили за рубежом в формате двухчасового фильма — не самая лучшая идея. Но, определившись с концепцией, важно не провалить исполнение.

Превентивная доза ностальгии

Кадр из фильма «Чернобыль», 2021 Кадр из фильма

Первые полчаса проходят в старательных попытках создать идиллическую картину мирной жизни, по крайне мере как ее видят авторы. Веселый Алексей, которого играет сам Козловский, настойчиво преследует Ольгу, свою бывшую девушку, с которой они расстались десять лет назад. Он приходит в парикмахерскую, где она работает, не дает проехать автобусу, на котором она едет домой, и ломится в квартиру, несмотря на просьбы Ольги уважать ее личную жизнь. В общем, действует по принципу «Нет — значит да».

Это поведение подается как романтичные ухаживания, и тут непонятно, сознательно ли Козловский со сценаристами Алексеем Казаковым и Еленой Ивановой прибегают к этому тропу, который в последнее время так много обсуждали и осуждали. Что-то подсказывает, что все происходящее подается искренне — слишком уж прямолинейны отношения Алексея и Ольги, чтобы их романтизацию воспринимать как критику взглядов того времени.

Ностальгическую обстановку также поддерживает нарочитая насыщенность картинки, пробуждающая в памяти «Стиляг» с той же Акиньшиной. Покопавшись в воспоминаниях, можно даже обнаружить там давние романтические комедии, которые выпускал канал СТС, — «Питер FM» и «ЖАRA» — но их, пожалуй, трогать не стоит во избежание неприятных последствий. 

Конечно же, без соответствующего саундтрека и отсылок к популярной культуре не обошлось. Здесь есть попсовые шлягеры с группой Кино и постеры популярных фильмов из видеосалонов. Любовь авторов к кино выражается и в появлении камеры «ЛОМО», периодически дающей повод для стилизованных вставок. 

Впорочем, задумка Ксении Середы, на которую легли операторские обязанности, понятна с самого начала — вскоре насыщенные краски заменят на приглушенные тона, а ностальгическую идиллию разрушит катастрофа, до которой еще надо дотерпеть. 

Камерная катастрофа

Кадр из фильма «Чернобыль», 2021 Кадр из фильма

К основной части фильма подводит сцена, подозрительно напоминающая «Супер 8» Джея Джея Абрамса — велосипеды, школьники и камера, снимающая ключевое сюжетное событие. Как ни странно, это чуть ли не самое удачное решение, которое есть в фильме — получилось атмосферно и напряженно, вот только сильно выбивается из общей картины. 

Дальше — обязательная сцена спасения тех, кто пострадал в первые часы после взрыва. Алексей как несгибаемый пожарный пытается помочь своим коллегам, врывается в самый эпицентр действия радиации и наблюдает, как умирают его товарищи. Драматичности в этом мало — до этого их показывали только в одной или двух сценах и даже посчитали нужным добавить кадры-флешбэки, чтобы напомнить зрителям, что это не случайные люди. Самого героя Козловского при этом, конечно же, ничего не берет.

Кадр из фильма «Чернобыль», 2021 Кадр из фильма

Ольга при этом надолго пропадает из повествования, а основное напряжение исходит от нового задания — выкачать воду из резервуара станции. Собственно, этим герои будут заниматься весь фильм.

В этот момент «Чернобыль» предсказуемо резко теряет в цветах, но что точно неприятно удивляет — так это то, насколько камерной становится история. Мы приличное количество времени проводим в индустриальных коридорах очень близко к персонажам. Кадры, до этого хоть как-то разбавленные съемками с дрона, становятся совсем скучными и лишенными напряжения.

Кадр из фильма «Чернобыль», 2021 Кадр из фильма

Тут можно было бы пожаловаться на кучу сюжетных условностей, вроде погружения в горячую воду с лишь частично закрытым лицом и невероятной живучести героя Козловского даже после прямого контакта с радиацией, но это вовсе не главная проблема. Ведь если фильм тебя захватывает, на подобные детали часто не обращаешь внимания. В «Чернобыле» же приходится искать хоть что-то, чтобы не отключиться от повествования совсем. 

Кадр из фильма «Чернобыль», 2021 Кадр из фильма

Обреченная любовь

Данила Козловский вместе со своими соавторами явно искали «сердце» «Чернобыля» в любовной линии. Алексей должен воссоединиться с новоприобретенной семьей, но ему мешает катастрофа. Ольга должна решиться простить мужчину, бросившего его десять лет назад по неясной причине, но для нее это сложно. Вот только довольно стандартная «мыльнооперная» мелодрама тянет сюжет ко дну.

И здесь при всем желании не избежать сравнения с «Чернобылем» HBO. Там нас заставляли следить за людьми, о которых мы ничего не знали, затаив дыхание от напряжения, а здесь Козловский, даже потратив приличное время на раскрытие главных персонажей, не может сделать их хоть сколько-нибудь интересными. Для фильма, мечтающего рассказать о человеческих судьбах, это страшный недостаток.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх