Евгений Сокольский предлагает Вам запомнить сайт «7дней.ru»
Вы хотите запомнить сайт «7дней.ru»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

7дней.ru


Всё о звёздах

Алексей Баталов говорил слово «люблю» только одному человеку

развернуть

Алексей Баталов говорил слово «люблю» только одному человеку

Алексей Баталов говорил слово «люблю» только одному человеку
С Инной Макаровой в фильме «Дорогой мой человек». 1958 г.

«Ну признайтесь, наверное, студентки порой проявляли инициативу, ухаживали за вами?» — как-то спросила я Баталова

. Выдержав паузу, он ответил, ничуть не рисуясь: «Это не то слово!» Да, он прекрасно осознавал, какое впечатление производил на женщин. Однажды на улице к нему бросилась дама: «Господи! Баталов! Я ведь в вас еще после выхода «Летят журавли» влюбилась!» — «Где ты была пятьдесят лет назад?!» — бросил ей на ходу Алексей Владимирович», — рассказывает главный редактор журнала «7 Дней» Анжелика Пахомова.

Я познакомилась с Алексеем Владимировичем в 2008 году, незадолго до этого он отметил 80-летний юбилей и устал от внимания к своей персоне. Объяснил, что интервью давать не хочет. «Но, если я вам интересен, можете сходить в театральные архивы, поискать фотографии и документы. Это и для моей книги пригодилось бы». Тогда готовилась книга о нем, и я с удовольствием согласилась помочь. Так зародилась наша дружба, которой я дорожила, понимая, что этот человек очень трудно и редко принимает в свой круг новых людей. Интервью в последние годы Баталов никому не давал. За единственным исключением: только в нашем журнале порой звучал его тихий, откровенный рассказ о событиях прошлого. Не смею назвать себя биографом Баталова, но за эти годы встреч и бесед было много, и далеко не все им сказанное вошло в публикации. Этот материал — о настоящем Баталове и о том, что осталось «за кадром» наших интервью.

Историческое здание ВГИКа. Попадая туда, Баталов как-то сразу молодел. Вот он идет по коридору: приосанившийся, веселый, как обычно, пряча в рукаве сигаретку и периодически стряхивая пепел прямо себе в руку. Вообще-то курение в стенах института строго запрещено. Но не для Баталова. Однажды я была свидетелем, как в ответ на его робкую просьбу «Мне бы пепельницу…» уборщица с улицы притащила огромную железную урну. Грохнула об пол: «Нате! Курите! Вам — можно! Я все уберу…» Ездить в институт Баталов, пока было здоровье, обожал, хотя здесь уже не было его мастерской, не было никаких конкретных обязанностей. Но ему нравилось, прогуливаясь по коридорам института, рассказывать, вспоминать. И слушатели всегда находились. 

В хорошем настроении он мог и спеть: «Гром победы раздавайся» или любимую арию из мюзикла «Моя прекрасная леди». Хотя, если честно, музыкального слуха у Алексея Владимировича не было. Зато как он читал стихи! Для каждой ситуации у него была наготове строчка из какого-нибудь стихотворения Ахматовой. И Баталов очень сердился, если слушатель подхватывал эту строчку. Следовало молчать и удивляться. «Чем я больше живу, тем больше меня поражают ее стихи, — говорил он. — Смотри, какие скупые, завершенные строки. Ни прибавить, ни убавить. Написано — раз и ­навсегда».

Ахматову он знал наизусть — всю, даже самые редкие ее стихотворения, даже варианты… При этом иногда не мог точно вспомнить свой домашний адрес, не знал собственный телефон. Краткосрочная память уходила, а дальняя — становилась крепче, острее. Оставалось в памяти то, что было для него важно…

Алексей Баталов говорил слово «люблю» только одному человеку
С Нелли Подгорной в фильме «Дело Румянцева». 1955 г.

Мы бродили по коридорам ВГИКа, и Баталов рассказывал, как растил своих студентов, как репетировал с ними до трех ночи, как принимал экзамены… Насколько я поняла, студентов объединяла сумасшедшая, просто фантастическая любовь к Маэстро. Мальчики носили пиджаки «как у Него», пытались усвоить его непередаваемую манеру изящно, но по-мужски держать сигарету. Девочки… «Ну признайтесь, наверное, студентки порой проявляли инициативу, ухаживали за вами?» — как-то спросила я Бата­лова. Выдержав паузу, он ответил, ничуть не рисуясь, а прямо и честно: «Это не то слово!» Да, он прекрасно осознавал, какое впечатление производил в свое время на советских женщин. И мог пошутить на эту тему. Однажды на улице к нему бросилась пожилая дама: «Господи! Баталов! Я ведь в вас еще после выхода «Летят журавли» влюбилась! И с тех пор мечтала о встрече…» — «Где ты была пятьдесят лет назад?!» — бросил ей на ходу Алексей Владимирович и пошел дальше, оставив женщину стоять с открытым ртом.

С высоты прожитых лет он говорил «ты» абсолютно всем, даже высокопоставленным чиновникам, но у него это выходило не панибратски, а удивительно обаятельно. Иногда он обращался к людям с ласковыми прозвищами Котя и Муська. У Алексея Владимировича вообще был собственный, неповторимый язык, фирменные словечки: не «лечение», а «лечиловка», не «ботинки», а «ботики», не «иностранец», а «чужестранец», не «туалет», а «уборная»… Было в этом что-то старинное и милое…

Баталов пришел во ВГИК в 75-м году, подхватив осиротевший курс Бабочкина (легендарного исполнителя роли Чапаева убил сердечный приступ). Это было еще до знаменитого Гоши, до «Москвы…». В этот момент в его актерской карьере возникла затянувшаяся пауза. Алексею Владимировичу было уже за пятьдесят, и ему начали предлагать роли секретарей парткомов и другую, выражаясь языком Баталова, «муру». Несколько лет работы в качестве секретаря правления Союза кинематографистов, где нужно было выбивать для коллег путевки в санатории и квартиры, тоже не принесли радости. 

Оставалась только работа на радио: в те годы были в моде радиопостановки, которым Баталов отдался со страстью. И тут звонок из ВГИКа. Алексей Владимирович согласился поработать «временно», но первый же год в институте показал, что Баталову сам Бог велел преподавать. Он начал набирать свои курсы, вести мастерские. «Это была очень веселая жизнь. Мне выделили солидный кабинет, но я любил проводить время на первом этаже, чтобы быть ближе к студентам. На переменках мы танцевали в коридоре. Например, танго. Нашли гармониста. Танцевал я, может быть, неважно, но, чтоб не ударить лицом в грязь, мог что-то такое сказать студентке, которую вел: «Ты должна таять в моих руках, как воск. Больше пластики!» — со смехом рассказывал Алексей Владимирович. Кстати, танцевал он очень хорошо. К сожалению, этот его талант режиссеры ни разу не использовали в кино…

Но все это не означало, что Маэстро был снисходителен к студентам в учебе. Заслужить похвалу от Баталова — это было нелегко. Один студент как-то применил нестандартный ход… А надо сказать, что, сидя на семинарах, Алексей Владимирович постоянно что-то рисовал в блокноте: человечков, рожицы... Особенно часто в этих рисунках повторялся один образ: маленькая фигурка ползет вверх по огромной колонне. Иногда этот человечек был внизу, иногда посередине, но никогда на вершине. Будто бы сам Баталов в своей жизни не мог взять какую-то высоту… И вот, заметив это, один, как считалось, «нерадивый» студент, которому грозило отчисление, на глазах у Баталова полез на колонну в холле ВГИКа: подтягивался, полз вверх и достиг вершины! Баталов смелость затеи оценил, позанимался с этим студентом, и тот успешно окончил курс, стал актером… «Имени его не помню, но точно где-то в провинциальном театре работает, а могли и вышибить…» 

Алексей Баталов говорил слово «люблю» только одному человеку
«Студентов объединяла сумасшедшая, просто фантастическая любовь к Баталову. Мальчики носили пиджаки «как у Него», пытались усвоить его непередаваемую манеру изящно, но по-мужски держать сигарету» В фильме «Девять дней одного года». 1961 г. Мосфильм-инфо

Вообще, именно из учеников Баталова очень многие остались в профессии. Даже из тех курсов, что выпускались в тяжелые перестроечные 80-е и в кризисные 90-е годы. У студентов тогда катастрофически не было денег. «Видя, что творится вокруг, всегда на выпускных вечерах умолял учеников работать по профессии, — рассказывал Алексей Владимирович. — Не уходить в бизнес-шмизнес, не торговать на рынке помидорами, чтобы только заработать… И не сниматься в плохом кино». Кто-то спросил: «А если хорошего — нет?» — «Тогда есть театр…» Однажды Баталов, придя в студенческий буфет выпить кофейку, увидел, как несколько студентов собирают рубли на порцию сосисок. «Так! Понятно… Официант, мне, пожалуйста, пятнадцать тарелок супа!» И всех накормил на свою скромную зарплату. Баталов считал своим долгом не только научить, но и накормить, если требовалось. «В 90-е в обморок от голода, как в 40-е, конечно, не падали. Но я помню, как закупал пачками печенье «Рыжик», которое стоило копейки, и выдавал ребятам…»

Он и сам тогда думал, как выжить. «Были какие-то метания… Например, я снялся раз в картине про бандитов. Правда, играл ученого, проводящего расследование и борющегося со злодеями. Но все равно… Этот фильм сейчас совершенно забыт, а я с тех пор ни одного предложения не принял. Или вот еще смешней, как-то я вел прогноз погоды после программы «Время». Это когда делали принципиально новую метеослужбу и решили по-другому подавать это все. Меня, из-за моего голоса, попросили провести несколько первых выпусков. Но когда прошел первый эфир, сразу стали звонить знакомые: «Что, Алеша, совсем нечего есть? Если ты сводки погоды пошел читать…»

Много раз я спрашивала Баталова — почему же мы никогда не видели его в театре? Ведь очевидно, что это было бы очень хорошо. «Почему же никогда? Я — мхатовец, — гордо отвечал он. — У меня значок есть!» (значок с символикой МХАТа он и правда хранил всю жизнь). Я с удивлением узнала, что судьба два раза пыталась связать Баталова с ефремовским «Современником». «Очень могло получиться, что я оказался бы среди основателей «Современника». Пожалуй, я даже должен был среди них оказаться! Когда учился в Школе-студии, не только слышал, но и участвовал во всех этих разговорах ребят о новом театре. Но я немного раньше их выпустился. 

Со всеми своими идеями пришел во МХАТ и как миленький играл Арапа в «Анне Карениной», в массовке. А Ефремов в то время в Детском театре играл в «Коньке-Горбунке». Когда же у них что-то сложилось, я уже полным ходом снимался в кино и жил в Ленинграде, поближе к киностудии. Возвращаюсь в Москву, а «Современник» уже гремит, залы битком, все стонут от восторга. Я воодушевился. Ходил туда без конца, дружил с актерами. Они даже гуляли на моей свадьбе. Но когда Галя Волчек и я начали вместе ставить «Двое на качелях», мы сразу же не поладили. Все не так, как я задумывал… А когда не по-моему, я ставить не могу…» Подумав, Баталов грустно добавил: «Очень много возможностей упущено из-за моего сложного характера».

Алексей Баталов говорил слово «люблю» только одному человеку
«Когда я начал вести прогноз погоды по телевизору, мне стали звонить знакомые: «Что, Алеша, совсем нечего есть?» С Еленой Добронравовой в фильме «Большая семья». 1954 г.

Он физически не переносил фальши, улавливал ее мгновенно и морщился. Сразу становился «противным», «брюзжащим» и неудобным собеседником. А если его не понимали — просто посылал. Он это умел. «Ругаться, как извозчик, я научился в армии, — как-то пояснил Баталов. — Теперь я не делаю это часто. Но… Русскому человеку сложно совсем без этого обойтись». Кроме того, были вещи, которые он вообще не мог в себе преодолеть. Однажды, сильно заискивая, на мероприятии к нам подошла женщина: «Здравствуйте, моя фамилия — Ленина…» — «И больше ничего можно не говорить», — отрезал Ба­та­лов. Разговор был окончен. «Но это же ее псевдоним», — попыталась вступиться я. «Тем более!» Люди, которые ему «с ходу» не нравились, никогда не могли уже войти в доверие. Тогда как какой-нибудь паренек на автозаправке, с которым случайно разговорился Баталов, мог быть обласкан и приглашен на студенческий спектакль. Потому что «наш человек». «Наш» — то есть не пижон. Не фальшивый.

Конечно, были люди, которые Баталова не любили. Некоторые даже говорили, что он всю жизнь притворялся, что того Баталова, которого любит народ, не существовало. Так, например, в своих мемуарах писал Ролан Быков: «Почему-то стала раздражать пресловутая идея демократии. Эта самая демократия почти физически представляется мне чем-то вроде Алеши Баталова — сплошные разговоры о хорошем, личина хорошего, а на самом деле «жри кто кого может, а ты спасайся как можешь — у нас демократия». Быков написал это, уже снявшись в главной роли в фильме Баталова «Шинель». 

Почему-то именно близкое общение с Алексеем Владимировичем на тех съемках разочаровало его. До такой степени, что он написал язвительную эпиграмму — на тему притворства и кокетства. Эпиграмма довольно злая — бьет наотмашь, Гафт бы позавидовал! Но нигде не опубликована. Вдова Быкова категорически запретила мне ее печатать (хотя сам Баталов был не против. Сказал: «Даже интересно, эпиграмм про себя еще не читал…»). Он не боялся критики. И сам, во всяком случае в последние годы, был строг к себе: «Да, я не очень хороший… Не самый хороший человек. Бывают лучше». Но вот насчет притворства… Его не было в нем ни грамма. Даже в тех ситуациях, где положено сыграть просто ради элементарного приличия, Баталов отказывался фальшивить.

Помню, Алексей Владимирович позвонил мне со странной просьбой: «Кажется, у меня умерла сестра… Ты не можешь узнать?» Речь шла о дочери легендарной актерской пары, Ольги Андровской и Николая Баталова, — мхатовской актрисе Свет­лане Баталовой. Она приходилась Алек­сею Владимировичу двоюродной сестрой. Позвонив во МХАТ, а потом ей домой, я услышала довольно печальную историю. Оказалось, Баталова действительно умерла, в одиночестве, сдав квартиру по договору с условием, чтобы за ней ухаживали. Но в итоге сиделке, по ее словам, пришлось оплачивать кремацию из собственных средств, и теперь прах оставалось предать земле, требовались деньги — 10 тысяч рублей. «Я хотела попросить помощи у ее известного брата, — сказала сиделка. — Но Светлана Николаевна при жизни мне велела: «Чтоб Баталова у моего гроба не было!» 

Алексей Баталов говорил слово «люблю» только одному человеку
«К слову «люблю» привыкли, как к старому халату. С ним надо обращаться аккуратно. Такие слова произносятся, может, раз в жизни, и то наедине...» С Нийоле Ожелите в фильме «Зонтик для новобрачных». 1986 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

Не знаю почему, но она даже выключала телевизор, когда там Баталова показывали». — «Ну о чем вы говорите? — удивилась я. — Человека нет, все счеты забыты, я передам ему вашу просьбу». Рассказав все Алексею Владимировичу, я ожидала, что он впечатлится и тут же предложит помощь. Но он долго молчал, а потом сказал: «Что ж, вмешиваться в это я не буду. Денег — не дам. У гроба меня не будет…» Я долго не могла осмыслить этот поступок. Почему не помог? Потом поняла — в этой помощи и участии он был бы фальшив. Он не хотел этого делать и не сделал. Это было честно с его стороны и соответствовало воле покойной. А если кто-то не поймет и упрекнет в равнодушии — что ж, Баталов только ради того, чтобы о нем плохо не подумали, ничего не делал...

По какой причине Светлана Николаевна и Алексей Владимирович не общались, я не знаю. Но мама Светланы, великая мхатовская актриса Андровская, в последние месяцы своей жизни любила, чтобы именно «Леша» сопровождал ее в театр и навещал в больнице. Возможно, он напоминал ей покойного мужа. Именно племяннику, а не дочери, она отдала бесценную реликвию — золотое кольцо, которое Николаю Баталову подарил сам Станиславский. Оно потом как святыня хранилось у Алексея Владимировича: в деревянной шкатулочке стояло у изголовья его кровати. «Это кольцо, возможно, надо отдать в Музей Станиславского», — предлагала я. «Надо бы… Но я не могу…»

Любимые вещи, с которыми что-то связано в жизни, он не отпускал. Старая курительная трубка, оригинальной формы пепельница из меди, керосиновая лампа из мультфильма «Ежик в тумане» — подарок Норштейна, фигурка гондолы — сувенир из Венеции, «хлопушка» из фильма «Три толстяка»… Все это бережно хранилось. Хотя, если нужно было для съемок или для студенческих спектаклей, Баталов привозил из дома и лампу, которая видела еще Чехова, и стул, на котором сидела Ахматова. Но — с отдачей. К этим вещам он привык и новых не искал. По той же причине Алексей Владимирович в последние годы неважно одевался. Не потому, что совсем не было денег. А потому, что он любил свои старые пиджаки, жилетки и рубашки неизменного темно-голубого цвета, очки, прихваченные изолентой... Для него совершенно нормально было разговаривать со своим «стареньким пиджачишкой» или «ботиками». Входившие в мир Баталова вещи странным образом становились «живыми», особенными. А вот никакие гаджеты в жизнь Алексея Владимировича так и не вошли. На компьютер он смотрел как на чудо. Мобильным телефоном временами пользовался, но потом бросал в угол, и он месяцами мог лежать разряженным. Баталов любил домашний телефон. «По нему не видно, кто звонит, интересно!» Все у него было по старинке и очень… по-баталовски. В комнате пахло старыми книгами, немного пылью и смесью табака с очень хорошим одеколоном…

Еще насчет фальши: из интервью Алексей Владимирович безжалостно вымарывал слова «люблю», «любил», «признавался в любви». Сразу морщился и становился сердитым. «Я этих слов не говорил!» — «Ну как же не говорили? Все говорят, в молодости…» — «Никогда не говорил. Это фальшак. Мура. Такие слова произносятся, может, раз в жизни, и то наедине». И процитировал речь одного из своих киногероев, из фильма Иосифа Хейфица: «К этому слову привыкли, как к старому халату. С ним надо обращаться аккуратно».

Алексей Баталов говорил слово «люблю» только одному человеку
«Нельзя сказать, что он сильно жалел женщин. Но, безусловно, понимал их очень хорошо» С Верой Алентовой на съемках фильма «Москва слезам не верит». 1979 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

Я бы не сказала, что он сильно жалел женщин. Но, безусловно, понимал их очень хорошо. Однажды, наблюдая бесперебойное выполнение домашней работы вокруг себя, стряхнул пепел с сигареты и вздохнул: «Да-а-а… Вам, женщинам, конечно, тяжело. Женщина одной рукой моет, стирает, готовит, другой качает ребенка… А мужчина сидит, курит и… разглагольствует о судьбе России!» Потом, поразмыслив, добавил: «Вообще-то все правильно. Женщина счастлива, если может помочь мужу, ребенку… Она живет этим и реализуется как личность. Я как мужик не могу реализоваться, отдав себя всего кому-то. Это, наоборот, убьет мою личность».

Слово «люблю» Алексей Владимирович часто употреблял, когда речь заходила о младшей дочке, Марии. Рассуждал: «Она сообразительнее многих, умнее меня, например! С чудовищным терпением Маша преодолевала трудности, училась, делала упражнения день за днем… И достигла успеха (Мария Баталова — писатель и сценарист. — Прим. ред.). Однажды я обнаружил, что есть такие поездки актерские, в Дома дружбы, за границу. Я соглашался выступать абсолютно бесплатно, но чтоб за это позволили Машу взять с собой. Так она увидела Париж, Рим, музеи, картины, про которые она читала. Поднялась на Эйфелеву башню!.. Я смотрю на нее и думаю: слава Богу, она родилась в нашей семье. Я хоть что-то могу ей дать, хоть как-то защитить. Она хотя бы «дочка Баталова»… Вот другие дети мечтают о побрякушках, машинах, компьютерах... А она бы была счастлива, если б у нее просто ходили ноги… 

Много лет я надеялся. Ну, мало ли, врачи же такие хорошие есть, медицина идет вперед, какие-то новые достижения… Мне вот, когда не было еще и сорока, наши, русские доктора вернули пропадающее зрение. Нам с Кешей Смоктуновским на съемках «Девяти дней одного года» пожгло глаза этими огромными военными прожекторами, которые были нужны, чтобы осветить огромное помещение. Кеша потом тоже долго мучился, серьезно болел глазами… А я, благодаря гениальным врачам из Симферополя, подремонтировался и избежал инвалидности… Но в случае с дочкой — ничего революционного в СССР не было, никто этим толком не занимался. Я практически из-за этого, чтоб разузнать, что есть за границей, согласился какое-то время преподавать в Канаде и Америке. Не зная языка, через переводчика, работал там. А сам ходил по врачам. Но без толку».

Алексей Владимирович не занимался благотворительностью официально, но всю жизнь потихоньку кому-то помогал. Первый в столице пансионат для детей с ДЦП строился много лет, и Баталов всячески пробивал эту идею, просил, звонил, собирал подпи­си… Потом подружился с хором детей-инвалидов. Когда в Москву приехала Монтсеррат Кабалье, Баталов предложил ей выступить с таким хором. Она согласилась. А потом рыдала в гримерке, когда увидела этих детей, и Баталов ее утешал. Языка он не знал — ни слова, они общались жестами, сердцами, и Кабалье была в восторге от обаятельного русского артиста. Вот так он всю жизнь и помогал людям — куда-то позвонит, кого-то попросит, где-то замолвит словечко. Но никогда об этом не расскажет.

Алексей Баталов говорил слово «люблю» только одному человеку
С Ларисой Луппиан в фильме «Поздняя встреча». 1978 г.

Алексей Владимирович считал себя «не очень смелым человеком», а иногда даже говорил: «Я ни в коем случае не герой». Но на самом деле в его жизни было немало примеров, которые демонстрировали смелость. Однажды он мне показал фотографию: конь, преодолевающий высокое препятствие, и наездник в историческом костюме. Снято сзади, не различить, кто это. «Кадр из моего фильма «Три толстяка», — пояснил Баталов. — А это — я! Не узнаешь? Кадр снят общим планом, потому что брать барьер должен был специально обученный человек. Прихожу утром на съемочную площадку, а мне сообщают, что человек этот сильно напился. Я, конечно, покричал, но тут же про себя подумал, что выхода-то нет. Снимать нужно было в этот день, не отложишь. Тогда я сам решил прыгать, хотя опыта у меня не было, мог сломать себе шею… И прыгнул!»

Он часто так «прыгал», на всех уровнях… Отказался читать по радио «Малую землю» Брежнева. Кате­горически не желал вступать в партию. Не подписал письмо в поддержку вторжения советских войск в Чехословакию. И вообще много чего не подписал… «Только это не смелость и не какая-то там позиция, — объяснял Алексей Владимирович. — А просто я не мог. Не способен. Хоть убейте! Потому что сделан из другого теста… Времена меняются. О том, о чем раньше приходилось помалкивать, сейчас меня больше всего спрашивают. В молодости я никогда не думал, что мне так много придется говорить об Ахматовой. На самом деле, если б кто и мог оставить какие-то потрясающие воспоминания об Анне Андреевне, так это моя мама, которая все последние годы была неотрывно с ней, даже в том санатории, где Ахматова умерла. 

А еще мать была близкой подругой Вероники Полонской, практически в присутствии которой застрелился Маяковский и которая была его последней любовью. Маяковский написал на бумаге план, где по пунктам перечислил, как будет уговаривать ее выйти за него замуж. Но план не сработал. И когда Нора, как называли ее друзья, уходила и обувалась, это произошло… После чего Полонская сразу же побежала к моей маме, причем явилась в одном ботинке. Второй она от испуга не успела надеть. Они, молодые актрисы МХАТа, делились друг с другом всем, и конечно же мама знала эту историю изнутри. Но она никогда в жизни не давала интервью и унесла с собой в могилу многие тайны своих знаменитых подруг. И у меня тоже есть вещи, которые я никому и никогда не расскажу. Это останется со мной». 

Я много раз беседовала с Баталовым о том, что «там», после земной жизни… Алексей Владимирович был глубоко верующим человеком, это было у него в крови, с детства... Но он никогда не выставлял это напоказ. В коридоре его квартиры в Доме на набережной висела старинная лубочная картинка, такие когда-то издавали для неграмотных крестьян. «Вот, посмотри… — как-то сказал он. — Тут показаны грехи — пьянство, словоблудие. А тут — что тебе за них будет… Там, в аду…» — «Неужели вы во все это верите?» — «Конечно…» — «Вы знаете, сейчас говорят, что после смерти все, скорее всего, попадают в одно и то же место». Баталов замер: «Как? И Сталин тоже?» — «Вероятно…» И тут он убежденно, с каменным лицом отрезал: «Этого не может быть!» В этом был весь Баталов. Не любил спорить, не вдавался в мистику. Но были вещи, в которые он верил непоколебимо, железно. Например, в то, что зло всегда будет наказано, пусть не на этом свете, так хоть на том…

Алексей Баталов говорил слово «люблю» только одному человеку
«Женщина счастлива, если может помочь мужу, ребенку… Она живет этим и реализуется как личность. Я как мужик не могу реализоваться, отдав себя всего кому-то. Это, наоборот, убьет мою личность» В фильме «Зонтик для новобрачных». 1986 г. LEGION-MEDIA

Последние полгода жизни Алексей Владимирович провел «на лечиловке» в больницах и санаториях, и я, если честно, попросила его об очередном интервью, не особенно надеясь на успех. И удивилась, когда Баталов согласился. Он только попросил не писать много о его состоянии здоровья и прочих житейских проблемах. Напиши, мол, выздоравливаю, все хорошо, будем жить! Этот бодрый тон ввел меня в заблуждение. Я и вправду поверила, что Алексей Владимирович еще побудет с нами… Журнал с этим интервью вышел в свет 14 июня, а 15 июня его не стало… И статью, которая должна была подбодрить поклонников актера, повесили в Доме кино, рядом с траурным портретом… Чего я не могла себе представить даже в страшном сне. Почему же так тяжело воспринимается его, казалось бы, ожидаемый уход? Думаю, потому что для многих-многих людей огромное значение имело то, что он просто был. А теперь ушел и унес с собой неповторимую атмосферу своего особенного, уютного мира. Стало не хватать воздуха… И никогда в жизни не будет больше такого человека. Такого актера. Такого Баталова...

 


Источник →

Опубликовано 07.09.2017 в 08:00

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
татьяна шавырина
татьяна шавырина 7 сентября, в 14:05 Будет такой человек.Может ,в другом обличии.Он вернется на Землю,когда придет срок. Текст скрыт развернуть
6
Ольга Копылова -Шатая
Ольга Копылова -Шатая 7 сентября, в 22:36 Спасибо Вам за статью. Текст скрыт развернуть
5
Маргарита Пашкова (Анфимова)
Маргарита Пашкова (Анфимова) 8 сентября, в 08:00 Спасибо. Текст скрыт развернуть
0
Татьяна Козина (Дейнега)
Татьяна Козина (Дейнега) 10 сентября, в 10:20 Любимый актёр. Высокого тебе полёта. Текст скрыт развернуть
1
elena itani
elena itani 11 сентября, в 12:11 Алексей Баталов - Дорогой наш человек! Ты всегда с нами! Текст скрыт развернуть
3
Ганка Гличка
Ганка Гличка 13 сентября, в 20:41 Интересная статья о любимом актере! Спасибо. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6
Борис Корчевников открыто за…

Борис Корчевников открыто заговорил о болезни и своем увольнении

16 ноя, 08:00
+43 23
Безрукова показала кадры цер…

Безрукова показала кадры церемонии прощания с Задорновым

13 ноя, 08:00
+29 6
Поступок Ольги Бузовой разде…

Поступок Ольги Бузовой разделил жизнь Семена Слепакова на «до» и «после»

14 ноя, 14:00
+17 9
Алексей Чумаков показал ново…

Алексей Чумаков показал новорожденную дочку

16 ноя, 10:00
+16 4
Фанаты поражены сходством вн…

Фанаты поражены сходством внука Никиты Михалкова со знаменитым дедушкой

14 ноя, 13:00
+13 5
Стали известны причины смерт…

Стали известны причины смерти звезды сериала «Каменская»

15 ноя, 10:30
+13 3
71-летняя певица, выглядящая…

71-летняя певица, выглядящая на 30, готовится стать матерью

15 ноя, 20:00
+12 21
Очаровательные близнецы княг…

Очаровательные близнецы княгини Шарлен затмили детей герцогини Кэтрин

18 ноя, 06:00
+9 11
Читать
Сейчас обсуждают
Постаревшую Наташу Королеву отправили на пенсию

Постаревшую Наташу Королеву отправили на пенсию

Наташа Королева накануне успешно выступила в городе Пушкин. После концерта артистка с командой отправилась в местный трактир, чтобы отметить удачное

18 ноя, 18:00
-2 4
Cерена Уильямс блеснула на бракосочетании в двух эффектных платьях

Cерена Уильямс блеснула на бракосочетании в двух эффектных платьях

http://www.youtube.com/watch?v=HdkFW_kUpbQ Как рассказала представительница свадебного агенства, помогавшего организовать состоявшуюся в четверг вечер

18 ноя, 17:00
-2 5