Барбара Брыльска: Как она получила роль в «Иронии судьбы»

Андрей Мягков и Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». 1975 г. LEGION-MEDIA

«На съемках «Иронии судьбы» осветитель открыл зачем-то дверь костюмерной, а там Барбара Брыльска, совсем без одежды. Парень от неожиданности оторопел, уставился на нее. А Барбара нисколько не смутилась.

«Закрой дверь, — говорит, — а то на жену смотреть не сможешь!» Она знала себе цену», — рассказывает оператор Вадим Алисов, работавший на «Иронии судьбы».

Есть разные версии, как Барбара Брыльска оказалась среди многочисленных претенденток на роль ленинградской учительницы Нади в «Иронии судьбы». Но я точно знаю, как это было. Уже пробовались многие наши замечательные артистки, известные и неизвестные, — всех не перечислить и не упомнить. Иногда приходили на площадку по три-четыре претендентки в день, ассистенты все старались их развести, чтобы те не увидели друг друга. Но мир кино очень тесный, секретов здесь не бывает, все сразу обо всем узнают.

Помню день, когда на пробы пришла Света Не­моляева. Оператор-постановщик Володя Нахабцев заболел, и пробы пришлось снимать мне. Я на этой картине работал камерменом, в мои обязанности входило сидеть за камерой и правильно ею двигать, по ходу дела поворачивать ее то правее, то левее, чтобы артист не выпал из кадра. А тут надо сделать всю работу, и для кого! Для Светы. Мы с Немоляевой знакомы с детства, она ведь тоже, как и я, из семьи кинематографистов. Наши родители дружили, мы обычно вместе встречали Новый год в нашей квартире на Дорогомиловской улице. У нас дома всегда ставили елку, а елки тогда не продавались везде, как сейчас, их еще надо было где-то добыть. А отец моего приятеля был машинистом паровоза, по дороге где-то в лесу рубил елки и нас тоже ими снабжал. 

Мой отчим, замечательный кинооператор Петр Николаевич Кузнецов, сам делал игрушки из фольги, которую тогда тоже купить было невозможно — отчим фольгу специально из Германии привез. А еще мы вешали на елку конфеты и мандарины, которые появлялись в продаже только на Новый год. За праздничным столом собирались взрослые и дети: я, Света Немоляева с братом Колей, Паша Лебешев. Конечно, я был рад встретиться со Светой на площадке, мы обнялись, расцеловались. Мне хотелось сделать все по высшему разряду, чтобы у Светы получились хорошие пробы. Рязанов сказал: «Так, в этой сцене поедем на тележке». Погрузились мы с ним в эту тележку, Эльдар Александрович стал смотреть в небольшой мониторчик, практически лежа у меня на плече, напирал, что-то говорил на ухо. 

Руки от волнения у меня тряслись, дрожь передавалась на камеру, я то отъезжал, то наезжал и чувствовал себя как двоечник на экзамене. А ведь мы снимали на камеру еще первого образца, с очень плохой электроникой, которая от каждого прикосновения меняла цвет. Малейшее движение — и экран становился то зеленым, то синим, то красным. Рязанов по этому поводу хохотал: «Какая аппаратура замечательная! Передает все эмоции актеров в цвете!» И все-таки результат вышел приличный, у Светы были хорошие пробы. Но в очередной раз Рязанова что-то не устроило.

«Бурков отличился на съемках «Гаража» — с его подачи артисты так отметили 23 Февраля, что по?настоящему подрались. В потасовку включились и Гафт, и Невинный, и Фарада, и Брондуков» Валентин Гафт, Ольга Остроумова, Георгий Бурков и Андрей Мягков в фильме «Гараж». 1979 г.

Каждый раз, запускаясь с новой картиной, Эльдар Александрович составлял идеальный список, кого хотел бы снимать. Например, герой — Грегори Пек, а героиня — Одри Хепберн. И давал задание ассистентам: «Ищите!» Конечно, не буквально следовало его понимать, но это были ориентиры, к которым нужно стремиться. А тут с героиней режиссер и сам, видимо, никак не мог определиться, потому что даже идеальной воображаемой исполнительницы у него не было. Так что вопрос, кто же сыграет эту Надю, казался неразрешимым. И тут второй режиссер картины Игорь Петров сказал Рязанову: «У моего сына над кроватью висит портрет какой-то польской актрисы. По-моему, она симпатичная. Хотите, принесу и покажу?» Рязанов кивнул, мол, конечно, приносите. Портрет Эльдару Александровичу понравился, стали выяснять, что это за актриса. Оказалось, это Барбара Брыльска, которая к тому же недавно снималась в Союзе у Александра Зархи в картине «Города и годы», так что и виза у нее имелась, и по-русски она говорила довольно прилично. Конечно, с акцентом (поэтому в итоге Брыльску и озвучивала Валентина Талызина). Отправили ей в Варшаву приглашение, не знаю, как уж его согласовывали с Первым отделом. Барбара так обрадовалась, что, насколько я знаю, у себя на родине объявила корреспондентам, что едет сниматься в Советский Союз в главной роли у самого Рязанова. На этот счет у нее не было никаких сомнений. А по прибытии она была обескуражена: «Какие пробы? Я приехала к вам сниматься, а не пробоваться!» Ну, Эльдар Александрович с ней очень мило поговорил, и мы провели довольно серьезные пробы с Барбарой и Андреем Мягковым. Рязанов остался доволен: наконец-то Надю нашли! Сейчас уже не помню фамилии женщины, которая возглавляла на «Мосфильме» творческое объединение телефильмов, довольно строгая дама, за которой всегда оставалось последнее слово, когда дело касалось утверждения на роль, но Рязанов ее убедил.

Барбара Брыльска оказалась хорошим бизнесменом

Бюджет был совсем маленький: денег на телевизионные картины всегда давали мало, а тут еще никаких катастроф не происходит, военных действий с пушками и кораблями тоже нет, в кадре в основном два героя — Надя и Женя Лукашин. Одну часть из этого бюджета сразу же забирало телевидение, другую — «Мосфильм», где проходили павильонные съемки. И Эльдар Александрович понял, что на оставшиеся деньги картину снять невозможно. Он ходил по инстанциям, приводил примеры, как какая картина финансировалась, память у него была великолепная, говорил он всегда настолько аргументированно, что возразить было сложно. Всегда был готов к спорам, в которых он может и должен победить, и никогда не вступал в те споры, где он мог быть побежден. И в конце концов Рязанов добился необходимой суммы для съемок «Иронии судьбы».

«Есть разные версии, как Брыльска оказалась среди многочисленных претенденток на роль ленинградской учительницы Нади в «Иронии судьбы». Но я точно знаю, как это было» Барбара Брыльска и Валентина Талызина в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»

На роль Жени Лукашина претендентов тоже было немало. Знаю, что Андрей Миронов хотел сыграть эту роль. Но, как рассказывал Эльдар Алек­сандрович, никто бы не поверил, что такой парень не пользуется успехом у женщин. И Рязанову пришлось Андрею отказать. Мягков в этой роли был более убедителен. А в роли Ипполита Эльдар Александрович видел Олега Басилашвили, но тот сам отказался по семейным обстоятельствам, у него тогда умер отец. И Ипполитом стал Юрий Яковлев. По сюжету картины складывается любовный треугольник — Надя, Женя и Ипполит. Но за кадром актеры друг с другом общались мало, сразу же после команды «Стоп! Снято!» расходились по своим гримеркам. Яковлев еще мог подойти к Рязанову и о чем-то поговорить, но не Андрей Мягков — он вообще человек достаточно замкнутый, я с ним потом работал еще на двух картинах Рязанова — «Гараж» и «Жестокий романс», вот только тогда мы подружились. А Барбара вообще первой убегала с площадки, чтобы не выходить из образа. 

С ней как-то вышла смешная история. Осветитель зачем-то заглянул в костюмерную как раз в тот момент, когда там переодевалась Брыльска. Открывает дверь — и видит Барбару, причем совсем без одежды. Парень от неожиданности оторопел, уставился на нее. А вот актриса нисколько не смутилась. «Закрой дверь, — говорит, — а то на жену смотреть не сможешь!» Она знала себе цену, да и с чувством юмора у нее все было в порядке. Кстати, Брыльска оказалась очень предприимчивой дамой. Из Польши привозила какие-то дефициты, а когда здесь что-то удавалось достать — везла туда, постоянно была занята товарообменом и перепродажей, что тогда называлось спекуляцией, а сейчас бы сказали, что она делала бизнес. И здорово в этом преуспела: помимо гонорара за съемки хорошо заработала.

Рязанов снимал «Иронию судьбы» на подъеме — у него был роман с редактором «Мосфильма» Ниной Скуйбиной. Началось у них все гораздо раньше, но Эльдар Александрович долго не решался оставить первую семью, они с Ниной то расходились, то сходились. Потом, когда мы с Рязановым снимали «Забытую мелодию для флейты», я понимал, что сцена, где жена застает героев Догилевой и Филатова, — это в какой-то мере история самого Эльдара Александровича. Они с Ниной долго скрывали свои встречи от ее сына и жены Рязанова. И вот во время съемок «Иронии судьбы» Эльдар Александрович ушел к Нине, взяв с собой, как сам мне рассказывал, только книги. И Нина уже открыто сопровождала его на натурные съемки в Ленинград. А в то время пары, не состоящие в официальном браке, в один номер поселиться не могли, но люди как-то умудрялись обходить этот бредовый закон. Рязанов с Ниной снимали разные номера, а жили, конечно, в одном.

«Бурков всегда был заводилой. Инициатора застолий вычисляли легко. А Жора потом только руками разводил: «Я-то тут при чем? Я же их не заставлял» Георгий Бурков в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» МОСФИЛЬМ-ИНФО

В Ленинграде мы столкнулись с проблемой. Нужно было снимать лирические проходы Барбары Брыльски по городу в снегопад. На дворе февраль, а снега на улице вообще нет. За что Рязанов устроил разнос администратору Грише. А что мог Гриша поделать, если снег не выпал? Грише бы подсказать какое-то решение, а он разозлился и выпалил: «Эльдар Александрович, а я вот сообщу куда следует, с кем вы тут на съемках живете...» Рязанов гневался редко и обычно недолго: накричит и быстро отходит. А тут его гнев был чудовищным: «Что-о-о?!» Эльдара Александровича можно понять: как можно сказать такое влюбленному человеку? И вообще, с Гришиной стороны это, конечно, было подлостью. Рязанов сказал: «Уходи с картины, ты вообще на «Мосфильме» работать не будешь!» И Гришу действительно довольно скоро уволили с киностудии, он потом смог устроиться только киоскером и продавал газеты, потому что больше его никуда не брали. Так Рязанов отомстил Грише, довольно жестко, но я думаю, что вполне заслуженно.

А со снегом мы выкрутились: вентилятором с шестиметровой высоты разбрасывали резаную бумагу, в день у нас уходило по нескольку мешков, а на экране создавалось полное ощущение, что с неба падают хлопья. На тротуары же наваливали настоящий снег — его завозили самосвалами из Пулково. Мы все, включая артистов и Рязанова, этот снег растаптывали, чтобы выглядел правдоподобно.

Но главные съемки проходили в Москве. Двух­комнатную квартиру Нади снимали на «Мосфильме» с трех камер, за одной из которых сидел я. В павильоне эта «двушка» занимала 600 квадратных метров: комнаты, кухня, ванная, рисованные фоны, которые стояли на определенном расстоянии от декораций, чтобы их можно было осветить. Там же находилась лестничная площадка с лифтом — тоже декорация, лифт, естественно, не поднимался, а двери открывали рабочие, когда Брыльска, Мягков, Яковлев, потом еще какие-то люди с елкой входили в кабину или выходили из нее. А сцену в бане, где друзья провожают в Ленинград Павлика, снимали в застекленном помещении киностудии, так называемом аквариуме, туда стащили лавки, простыни и весы. Жора Бурков притащил выпивку и подбил Мягкова, Ширвиндта и Белявского составить ему компанию. Когда раздалась команда «Мотор!», все они уже были подшофе, но не настолько, чтобы не могли работать. Рязанов сразу же вычислил инициатора: конечно же Бурков. А Жора только руками разводил: «Эльдар Александрович, я-то тут при чем? Я же их не заставлял».

«На съемках одной из сцен на реке чуть не утонул Андрей Мягков. Он не рассчитал, подплыл слишком близко, и его затянуло под теплоход… Но случилось чудо. Сначала всплыли обломки лодки, а потом — обалдевший Андрей» С Ларисой Гузеевой в фильме «Жестокий романс». 1984 г. LEGION-MEDIA

Бурков всегда был заводилой. Мы с ним познакомились тоже на площадке у Рязанова, на съемках «Зигзага удачи». Помню, дело было под Новый год, и с Жорой во главе наши артисты: Евгений Леонов, Ирина Скобцева, Валентина Талызина, Валентина Теличкина, Алексей Грибов — всей толпой носились по Москве, покупали шампанское и продукты к праздничному столу. Только Евгений Евстигнеев в этих бегах не участвовал, в перерывах он всегда спал, потом появлялся на площадке в полусонном состоянии, но тут же включался в работу. Отличился Бурков и на съемках «Гаража» — с его подачи артисты так отметили 23 Февраля, что по-настоящему подрались в кадре. Там есть сцена, где герои под предводительством Мягкова и Гафта чуть не сошлись в рукопашной. И вот Андрей после устроенного Жорой застолья неосторожным жестом резко провел пятерней по лицу Гафта, что было совсем не по сценарию. Гафт тут же ему ответил, а он мужик крепкий, и удар у него что надо. И завязалась потасовка, в которую включились и Слава Невинный, и Фарада, и Брондуков, и конечно же Жора. Рязанов ничего по поводу драки не сказал, просто посмотрел, что в итоге отсняли, и постановил: «Все смазано. Переснять, это никуда не годится».

Андрея Мягкова спасло настоящее чудо

На «Вокзале для двоих» я уже работал оператором-постановщиком. К тому времени Володя Нахабцев решил уйти от Рязанова, с которым достаточно долго работал. Эльдар Александрович имел обыкновение давить своим авторитетом, и, наверное, Володя от этого устал. Мы с Нахабцевым дружили, и он сосватал Рязанову меня в качестве замены. «Кого? — удивился Рязанов. — Этого пижона?» Я действительно одевался пижонски. Но Нахабцев его уговорил, а Нина Скуйбина поддержала — она была уже законная жена Рязанова, а ко мне Нина с самого начала хорошо относилась.

Но моя любимая картина у Рязанова — «Жестокий романс». Наверное, потому, что в предыдущей экранизации «Бесприданницы» (режиссера Якова Протазанова) Ларису играла моя мама, актриса Нина Алисова. Рязанов даже звонил ей и спрашивал, не будет ли она против, если новый фильм снимет ее сын. Мама понимала, что со стороны Рязанова это жест вежливости, и конечно же не возражала. В Костроме, где проходили съемки, атмосфера была потрясающая. Никита Михалков собирал всех желающих играть в футбол, а потом мы шли ужинать в местный ресторан, где проводили время за выпивкой и разговорами. Рязанов узнал про наш футбол и отругал меня: «С ума сошел? А если тебя кто-то толкнет так, что ты ногу сломаешь, как станешь работать?» За Никиту он не беспокоился, тот как конь в поле, такого с ног не собьешь. На футболе никто не пострадал, а вот на съемках одной из сцен чуть не утонул Андрей Мягков. Снимался эпизод, когда Паратов увозит Ларису на «Ласточке», а Карандышев бросается за ними в погоню на лодке, причем гребет спиной к колесному пароходу. А на колесе крутятся плицы, каждая весом 80 килограммов. 

«Новогодних фильмов много, но именно «Иронию судьбы» каждое 31 декабря люди смотрят снова и снова. Наверное потому, что история любви получилась такой пронзительной» Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» МОСФИЛЬМ-ИНФО

Андрей не рассчитал, подплыл слишком близко, попал под эти плицы, одна ударила по носу лодки, другая по корме… Все в панике, потому что спастись в такой ситуации невозможно. В каком-то ступоре я закричал ассистенту: «Камеру не выключай, мы снимаем последние кадры жизни великого актера!» Но тут случилось чудо. Сначала всплыли обломки лодки, потом паричок, в котором Мягков играл Карандышева, а дальше из воды появился совершенно обалдевший Андрей. Кричит: «Парик я потерял, а очки успел схватить!» Стояла уже глубокая осень, вода ледяная, Андрея отогревали коньяком. Через какое-то время он сел смотреть запись. Могу только догадываться о том, какое впечатление на него произвели эти кадры, потому что в вагончик к нему никого не пускали, а сам Андрей не хотел ни с кем разговаривать. А в этот день ему нужно было уезжать в Москву. Кассиры тогда часто халтурили, продавали по два билета на одно место, и полка Мягкова оказалась занята другим пассажиром. Он всю дорогу простоял в тамбуре и, как потом мне рассказывал, только там немного пришел в себя. Потом я встретил его в ресторане, он сидел в компании других артистов, уже изрядно поддатый. Я удивился: «Андрей, что это ты средь бела дня? На тебя не похоже». — «Сегодня, — говорит, — девятый день».

Потом я с Рязановым работал еще на нескольких картинах: «Забытая мелодия для флейты», «Дорогая Елена Сергеевна», «Андерсен. Жизнь без любви». Эльдар Александрович — режиссер особенный, и фильмы его особенные, их все знают, потому что он умел заинтересовать публику. Вот новогодних фильмов много, но именно «Иронию судьбы» каждое 31 декабря люди смотрят снова и снова. Тогда на съемках Рязанов был сам влюблен, полон вдохновения, может, потому и созданная им история любви Нади Шевелевой и Жени Лукашина получилась такой пронзительной.

Статьи по теме:

 

Источник ➝