На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 397 подписчиков

Свежие комментарии

Хрустальная империя Даниэля Сваровски

Swarovski

На поздних портретах Даниэль Сваровски выглядит солидным господином с благородной сединой и щегольски подкрученными холеными усами, но мало кто знает, что за внешностью успешного богатого мужчины стоят годы поисков и борьбы, причем порой без всякой уверенности в победе.

Он родился двадцать четвертого октября 1862 года в деревне Георгенталь в Богемии. В те времена стекло на севере Австро-Венгрии в своих мастерских выдували многие. В том числе и отец Даниэля Франц Антон Сваровски, который изготавливал прелестные вещицы: брошки, гребни, заколки для волос.

Окончив школу, Даниэль, как и ожидалось, приобщился к семейному делу. Порой он ставил маленькие эксперименты, варьируя сочетания стекла и металла, а в свободное время играл на скрипке. Сложись судьба по-другому, Сваровски, возможно, стал бы профессиональным музыкантом.

Но однажды господин Фейкс, экспортер богемского стекла, иногда закупавший изделия у Франца Антона, узнал, что Даниэль увлечен разнообразными опытами, и в 1883 году отправил юношу во французскую столицу на Всемирную электротехническую выставку. Там-то богемец впервые задумался над механизмом для шлифовки стекла с помощью электрического тока.

В Париже он получил необходимое инженеру образование — в области физики, химии, механики. И все время учебы не оставлял своей идеи, ночами делая вычисления и чертежи. Стеклянные кристаллы уже пользовались большим успехом, дело оставалось за малым — поставить их производство на поток и по доступной цене, чему традиционная ручная резка не способствовала.

В 1891 году Даниэль Сваровски создал первый в мире электрический шлифовальный станок. А его друг, шурин и деловой партнер Франц Вайс подал заявку на патент. Недоставало только начального капитала. Инвестор вскоре нашелся: парижский предприниматель Арманд Косманн, обладавший не только деньгами, но и обширными связями. Париж был признанным центром моды, а в моду вошли кристаллы — Косманн это вовремя понял и рискнул.

Даниэль решил не возвращаться в Богемию, где слишком много умельцев-конкурентов, и обосновался в тирольском городке Ваттенс с населением менее семисот пятидесяти человек. Там он и начал изготавливать хрустальные копии драгоценных камней — в своей компании Swarovski. Отныне право на толику роскоши получили все, кто прежде о ней не смел и мечтать. Заказы потекли рекой, дело стремительно расширялось.

Впрочем, быстро оживились и конкуренты, почуяв настоящую золотую жилу. И тогда Сваровски сделал ставку на независимость, решив заняться не только изделиями из хрустального стекла, но и его производством. Это требовало новых знаний и опыта, снова пришлось учиться. Но теперь у Даниэля имелась мощная поддержка — подросшие сыновья Вильгельм, Фриц и Альфред. Все они пошли по отцовским стопам, а ради нового проекта даже отложили выпуск из швейцарского технического колледжа. Первые эксперименты ставили в гостевом домике усадьбы, пока в 1910 году у фирмы не появилась специальная лаборатория в Ваттенсе.

В 1891 году Сваровски создал первый в мире электрический шлифовальный станок Swarovski

Производство хрусталя — чрезвычайно сложный процесс, зависящий от огромного количества тонкостей, поэтому во время первых опытов Даниэль с сыновьями в буквальном смысле работали сутками, сменяя друг друга, чтобы поспать: в любую секунду могло случиться что-то непредвиденное. С 1913-го в шлифовальный цех стали поставлять хрустальное стекло собственного производства, причем качеством превосходящее любые аналоги. Естественно, все свои технологии семейство Сваровски держало в строжайшем секрете. Тайной осталась и непревзойденная точность среза и огранки кристаллов.

Они проделали огромную работу. В 1896 году на заводе не было электрического освещения и тридцать пять мастеров трудились, используя турбину в двадцать шесть киловатт. В 1914-м число сотрудников выросло до восьмисот, а мощность турбины достигла шестисот киловатт. Но Первая мировая не могла не отразиться на бизнесе Сваровски: стало невозможно закупать шлифовальные инструменты у иностранных поставщиков. В результате Даниэль создал собственное производство — дочернее предприятие Tyrolit.

Ревущие двадцатые стали десятилетием прорыва. Измотанные войной люди с детской радостью возвращали в свою жизнь все, что делало ее красивее и ярче. Танцевальные клубы, джаз, укоротившиеся платья и экстравагантные стрижки — новый гламур, новая философия сплошного праздника. Теперь фамильные бриллианты никого не заботили — до них ли новой золотой молодежи, мчащейся в автомобиле с одной вечеринки на другую? Мода и стиль требовали не только шика и блеска, но и функциональности. И Сваровски был тут как тут.

Он придумал кристаллы. Посаженные на эластичную текстильную ленту, они легко крепились к любым материалам, обуви и сумкам и, конечно, традиционно исполняли роль аксессуаров, обвивая девичьи шейки или перехватывая лбы под короткими «бобами». Дизайнеры были готовы носить Сваровски на руках: еще недавно каждый кристаллик приходилось нашивать на платье вручную, а теперь воротники, манжеты, подолы, пояса и клапаны карманов «окристалливались» в считаные минуты. Первой потенциал изобретения оценила Коко Шанель, вслед за ней к Сваровски потянулись все именитые Дома моды. Конечно, выпускать кристаллы ринулись и конкуренты, но повторилась та же история: у Swarovski и здесь имелся фирменный секрет, кристаллики Даниэля сверкали ярче и выглядели намного дороже.

Их не могли превзойти ни легендарные венецианские стеклодувы, ни земляки из Богемии. Даже самые трудные времена каким-то чудом открывали новые возможности — так, во время Второй мировой войны Сваровски вышли на американский рынок и там не потерялись.

В 1910 году у фирмы появилась специальная лаборатория в Ваттенсе (на фото — сотрудники Сваровски за работой). Сегодня компания — настоящая империя, но бизнес продолжает оставаться семейным Swarovski

В первые послевоенные годы Даниэль создал промышленно-ремесленную школу повышения квалификации для рабочих по стеклу, оптике, стали и металлу. Из нее в 1957 году получилось профучилище для оптиков. Выпускники пополняли штат предприятия — и вскоре оно могло похвастаться едва ли не самым квалифицированным составом сотрудников. Тем временем была освоена еще одна перспективная ниша — оптические приборы, и компания Swarovski Optik KG стала лидером на рынке, выпуская бинокли, очки, телескопы и многое другое.

Уютные пятидесятые вернули Сваровски в высокую моду. Его бижутерия и кристаллы сверкали на подиумах и вечеринках, театральных и концертных сценах. Эти изделия ценились так высоко, что в какой-то момент возникла парадоксальная ситуация: помимо массового производства компания выполняла индивидуальные заказы на вещи, которых не будет больше ни у кого.

Двадцать третьего января 1956 года Даниэль Сваровски скончался. Ему было девяносто три года. Городок Ваттенс погрузился в траур. За катафалком, запряженным вороными лошадьми, шли сотни скорбящих и поминая шефа, наперебой говорили, как тот, давно потеряв зрение, продолжал посещать свой завод даже за несколько недель до смерти, оповещая о прибытии ритмичным постукиванием трости. Как узнавал сотрудников по голосам. Его действительно очень любили...

Но не только Даниэль, все члены семейств Сваровски и Вайс в полной мере разделяли жизнь подчиненных. Мужчины трудились на станках и машинах, женщины — в сортировочной команде. После смены все вместе собирались в музыкальном или спортивном клубе, отправлялись выпить кружечку пива. Дети мастеровых ходили в одну школу с отпрысками хозяев фирмы. Целые поколения росли и работали бок о бок. После выхода на пенсию ветераны могли рассчитывать на поддержку — для них устраивали вечеринки, экскурсии и путешествия, оказывали им финансовую помощь.

Новое важное открытие в истории семейной фирмы совершил внук Даниэля Манфред. Он разработал технологию производства цветных кристаллов, а также с эффектом северного сияния. Новшество оценил Кристиан Диор, успевший отшить до своей смерти в 1957 году целую коллекцию с их использованием. Его примеру последовала Эльза Скиапарелли, а затем, как всегда случалось со Сваровски, дизайнеры буквально выстроились в очередь. Теперь они уже не ограничивались отделкой одежды — многих озарила идея создавать собственные украшения. Так появилось понятие «премиальная бижутерия» (bijoux haute couture).

Важное открытие совершил внук Даниэля Манфред. Он разработал технологию производства цветных кристаллов. Новшество оценил Кристиан Диор, успев отшить до своей смерти в 1957 году целую коллекцию Swarovski

Сотрудничество с миром моды стало традицией Сваровски: в шестидесятых Ив Сен-Лоран работал с красными кристаллами, Пако Рабанн использовал разноцветную мозаику в семидесятых. А Lanvin, Chanel и Oscar de la Renta даже выпустили собственные патинированные кристаллы в сотрудничестве с брендом. С конца шестидесятых компания учредила конкурс — своеобразный «Оскар». Участников просили придумать ювелирные украшения с кристаллами. Судейство велось в самых респектабельных местах вроде отеля «Плаза» или Галереи современного искусства в Нью-Йорке.

В семидесятые фирма начала выпускать подвески для светильников, вдохновившись роскошными люстрами Версаля. Позже Сваровски получили контракт на их изготовление для реставрации резиденции «короля-солнца». Работали они и над освещением дома мадам де Помпадур. Вскоре хрусталики Swarovski уже сверкали на люстре в Метрополитен-опере.

Следом ассортимент пополнили коллекционные фигурки. Первой стала мышка, за ней — медвежата, олени, диснеевские герои... У этих сверкающих шедевров сформировался свой фан-клуб, сегодня он насчитывает примерно пятьсот тысяч человек по всему миру. Кстати, именно с хрустальной фигуркой связана история очередного рекламного успеха Сваровски: на следующий же день после открытия первого розничного магазина фирмы в Лондоне с витрины украли большую черепаху. Об этом так много писали в прессе, что новое заведение прославилось буквально за одну ночь.

Магазины открывались друг за другом — в Париже, Пекине, Москве (в нашей стране компанию представляет директор бизнеса Swarovski CGB Светлана Белова), Сиднее, Гонконге, в штаб-квартире компании в Ваттенсе, Вене и Инсбруке. Хрустальные статуэтки, подвески для люстр, бинокли, украшения продаются в пространстве, идеально оттеняющем их красоту: над ним работал японский дизайнер Токуджин Йошиока, придумавший фантастическую концепцию «Хрустальный лес» с мотивами снега и льда.

В 1899 году Даниэль Сваровски выбрал для логотипа эдельвейс, который использовался вплоть до 1988-го. Но к тому времени назрела необходимость перемен: на международном рынке альпийский цветок часто воспринимали ошибочно, скажем, в Австралии принимали за морскую звезду. Поэтому с 1989-го его сменил лебедь — гордая, благородная птица.

К столетию компания открыла собственный музей — настоящую хрустальную пещеру, вход в которую замаскирован фонтаном: вода льется изо рта гигантской головы великана. Особая достопримечательность экспозиции — кристалл диаметром 40 сантиметров и весом более 60 килограммов, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса. К слову, в 2004 году фирма побила свой рекорд и создала кристалл весом почти в 250 килограммов и диаметром 274 сантиметра. А еще в музее есть самый миниатюрный кристаллик — 0,8 миллиметра в диаметре.

Мог ли подумать Сваровски, что однажды его изобретения станут «новыми бриллиантами» и окажутся в списке самых желанных подарков на Рождество? Swarovski

Сегодня Swarovski выпускает около двадцати миллиардов кристаллов — порядка восьмидесяти процентов используемых на рынке. Штаб-квартира по-прежнему в Ваттенсе, а численность сотрудников приближается к двадцати трем тысячам. Знаменитые кристаллы сверкают на мотоциклах Kawasaki и белье Victoria’s Secret, подвесками фирмы переливается гигантская люстра в знаменитом фильме-мюзикле «Призрак оперы», коллекцию хрустальных фигурок можно встретить в самых изысканных интерьерах. Украшения Swarovski не только идеальное дополнение вечернего или свадебного туалета, они станут изюминкой любого повседневного наряда. А коллекции новогодних игрушек — чудесным подарком, неслучайно в дни зимней предпраздничной суеты у корнеров бренда всегда особенно многолюдно.

Мог ли подумать Даниэль Сваровски, играя на скрипке вечерами в своей деревушке, что однажды его изобретения станут «новыми бриллиантами» и что их блеск засияет по всему миру — крохотными огоньками-звездочками в городах и странах, о которых он и не знал? Мог ли надеяться, что изделия с его именем окажутся в списке самых желанных подарков на Рождество? Однако все вышло именно так.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх