

Ностальгия стала товаром массового потребления, и Первый канал, как архивариус, извлекает на свет реликвию — музыкальное шоу «ДОстояние РЕспублики».
Теперь оно называется «ДОстояние РЕспублики. Двухтысячные». Ирония в том, что для молодого поколения нулевые — уже мифологическая древность.Само шоу когда-то затмило культовых «Акул пера» и «Музыкальный ринг». Вернуть его — жест смелый. Это попытка войти в одну воду дважды в эпоху, когда река медийного внимания распалась на миллион ручейков. Главный вопрос даже не в артистах или экспертах. А в том, осталось ли то самое «достояние» — общий культурный фонд? Или мы будем наблюдать ритуальное поклонение артефактам эпохи, которую сама индустрия и похоронила?
Чтобы понять феномен старого «ДОстояния...», нужно вспомнить 2010-е. Социальные сети еще в новинку. Звезда — это тот, кого показывают по телевизору в прайм-тайм. Дистанция между кумиром и поклонником была физической. Увидеть артиста можно было на концерте, на экране или, если повезет, поймав у «Останкино». Эта дистанция и рождала неподдельный интерес.

«ДОстояние РЕспублики» было редким пространством, где эту дистанцию слегка сокращали. Юрий Николаев, а затем Дмитрий Шепелев были проводниками — вежливыми, но непререкаемыми. Они задавали вопросы о творчестве, о музыке века.
Никто не спрашивал, что звезды ели на завтрак. Закулисье того шоу было царством полутонов. Журналисты, среди которых был и наш сотрудник Павел Соседов, дежурили в коридорах, ловя звезд для коротких интервью. Сама сцена воспринималась как Олимп — недосягаемый для простых смертных.И вот 2025 год. Ведущие — Валдис Пельш и Валя Карнавал — скорее энергичные модераторы. Формат сменился: теперь это бенефис одного артиста нулевых. Дима Билан, Полина Гагарина, Сергей Шнуров — имена звездные. Но в другом контексте. Где прежняя дистанция? Билан ведет TikTok, Гагарина выкладывает семейные фото, Шнуров выясняет отношения с оппонентами в соцсети. По сути, шоу может лишь легитимизировать статус «легенды двухтысячных», поставить архивную печать. Это не открытие звезды, а ее канонизация.

А молодой зритель? Его внимание — дефицит, за который сражаются тиктокеры и ютуберы. Их контент строится на скорости, провокации, интимности. Условный блогер «пилит шок-контент» в своей комнате, и это вызывает у аудитории более сильный отклик, чем отполированное выступление звезды эстрады.
Самая любопытная линия этого возвращения — личная история нашего коллеги, Павла Соседова. Его путь от юного поклонника, «ловившего звезд в коридорах», до эксперта на той самой сцене — готовый вдохновляющий сюжет. «Мечта сбылась, — говорит он. — В свое время я просто обожал эту передачу, не раз приезжал на съемки, чтобы пообщаться с любимыми артистами: Людмилой Гурченко, Владимиром Зельдиным, Ириной Мирошниченко, Зинаидой Кириенко, Федором Чеханковым, с которыми был близко знаком. Смотрел на участников программы с завистью: вот бы и мне когда-нибудь оказаться в кресле эксперта «ДОстояния РЕспублики»!»

С одной стороны, это красиво: парень из закулисья выходит на свет. С другой — произошел сдвиг от «профессионального авторитета» к «авторитету опыта и любви». Павел — идеальный символ такой перемены.
Теперь он должен не просто ностальгировать. Говорить с Биланом не как восторженный поклонник, а как журналист, понимающий место своего кумира в современном культурном ландшафте. Эта внутренняя трансформация может быть увлекательнее, чем выбор лучшей песни.

Так удастся ли войти в ту же воду? Нет. Она утекла. Но это и не нужно. У нового старта есть все шансы стать успешным ностальгическим продуктом для поколения 30—40-летних, для которых двухтысячные — их молодость. Для них Билан и Гагарина — часть биографии. А для молодой аудитории «ДОстояние РЕспублики» станет любопытным «музеем». Возможностью увидеть, о чем пели до эпохи тикток-челленджей. Шанс зацепиться есть, если создателям удастся избежать пафоса «великого наследия» и найти легкий, но уважительный тон.
Так что да, на это будет интересно посмотреть. Хотя бы для того, чтобы увидеть, как наш Паша, поймавший столько звезд за кулисами шоу, наконец сам садится в то самое кресло. Его сбывшаяся мечта — возможно, самый теплый результат этого эксперимента. Остальное покажет время. Но одно ясно: вода в реке двухтысячных уже не та. Хотя в ней все еще можно ловить свою собственную, очень личную, синюю птицу ностальгии.
Статьи по теме:
Свежие комментарии