На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 401 подписчик

Свежие комментарии

  • Татьяна Бут
    Поиск крутых имен? Вы их находите, на этом все и кончается, т.к. их больше нигде не увидешь. Эти таланты должны радо...Поселивший семью ...
  • Анатолий
    Нашёлся бы кто смелый да в жопу его трахнул. За семью он перживает. Вот, к примеру, Расторгуев за семью не переживает...«Не трогайте мою ...
  • Вовладар Даров
    Низкая и никому ненужнаяПредали забвению:...

Полина Филоненко. Привычка взрослеть

Полина Филоненко Лидия Верещагина

Внутри вдруг что-то щелкнуло, произошло полное обнуление. Я поняла: хуже уже не будет. Вот она, моя финальная точка отсчета. Оставалось две недели до того, как узнаю диагноз...

На третьем курсе театрального института моя жизнь резко изменилась. Не очень хочу рассказывать обо всем, что тогда происходило, это тяжелый период не только для меня, но и для всей моей семьи. Ситуация усугубилась, когда начались серьезные проблемы со здоровьем, пришлось обследоваться у онколога. Нужно было ждать результатов.

Очень ясно помню день, когда вышла от врача еще в полной неизвестности. Тепло, светит солнце, я села на скамейку и посмотрела в небо. Именно в этот момент почувствовала, что все скоро станет другим.

Жизнь будто начиналась с чистого листа. В голове крутилась одна мысль: «Надо действовать!» Подумала: «Парня у меня нет, денег тоже, но есть профессия, и она спасет. Пойду-ка я на «Ленфильм», отдам свои фото в актерский отдел».

На студийную фотосессию средств, разумеется, не нашлось. Попросила подругу снять меня на простую мыльницу. Насобирала мелочи на пленку из десяти кадров и напечатала ровно столько же снимков. Выглядела я отвратительно: с распухшим носом и красными от бессонницы глазами. Но рассчитывала попасть в массовку и хоть немного заработать.

В актерский отдел проникли с подругой, заговорив вахтера, — на «Ленфильме» жесткая пропускная система. Снимки у нас взяли с неохотой, бросили на стол. Но дело было сделано, я отправилась домой. Про проблемы со здоровьем совсем не думала. Наоборот, в душе почему-то поселились радость и невероятный позитив: ощущение жизни, свободы, энергии. Не прошло и недели, как позвонили с «Ленфильма»:

Полина, приходите на пробы «Преступления и наказания» Дмитрия Светозарова.

— Я?!

Поняв, что пробоваться буду на Сонечку Мармеладову, чуть не грохнулась в обморок: ни разу до этого не участвовала даже в массовке!

— Тебя искали с «Ленфильма», — сообщила мама.

— Уже нашли. «Преступление и наказание».

— Нет, это по есенинскому «Яру». Режиссер Марина Разбежкина.

Я обалдела: еще один проект? И сразу две главные роли?!

Отправилась даже не надеясь, что возьмут. Но пообщаться с корифеями кино было безумно интересно.

Уже потом кастинг-директор «Преступления и наказания» Саша Колонистова рассказала, как меня нашла. В актерском отделе увидела на столе фото. Подумала: «Ухо торчит, половина глаза размыта. До чего отвратительное качество!» Взяла снимки, чтобы посмотреть, кто так начудил. И вдруг это нечеткое лицо ей приглянулось, Саша решила вызвать меня на кастинг.

Я зашла в кабинет Дмитрия Иосифовича Светозарова. Присела и делаю вид, что не страшно. Вообще, по натуре я не Сонечка, не «бедная овечка». Но от волнения на пробах свою природную бойкость никак не проявила. Дмитрий Иосифович долго меня изучал и, видимо, благодаря зажиму углядел некую кротость и грусть в лице. Я пыталась что-то говорить, но получалось плохо. Осеклась и смотрела на режиссера как кролик на удава, расширенными от ужаса глазами. Это Светозарову тоже понравилось. Он решил снять меня на камеру.

Отправляясь на студию и совершенно не надеясь на успех, я даже не учила роль. Думала: «Зачем? Все равно не возьмут». Стыдно признаться, отрывок из Достоевского прочла одним глазом, сидя в метро. Текст запомнила быстренько, за пятнадцать минут. Обычно если зубрю неделю и накручиваю нервы, ничего не получается.

Когда утвердили, не знала, браться ли за «Яр» — снимали его под Москвой, — сомневалась, что смогу совместить два проекта. Но администраторы обеих картин составили расписание так, что проблем с графиками не возникло.

В том, что я выбрала актерскую стезю, виноват брат Роман. Увидел объявление о приеме детей в театральную студию и заявил мне девятилетней: «Будешь звездой!» из архива П. Филоненко

В это же время узнала еще одну хорошую новость: опухоль доброкачественная. Счастью моему не было предела! Правда, все равно требовалось серьезное лечение. На него и ушли почти все гонорары за картины. И осталось немного на духи.

Год прожила так: съемки — больница — институт. Когда начались проекты, я перешла на последний курс, предстояло готовить дипломную работу. Слава богу, преподаватели вошли в положение и на съемки отпустили. Сделали исключение, поскольку за все годы я не прогуляла ни одной лекции и репетиции. Однокурсники даже обиделись: почему ей можно, а нам нельзя?

Часто спрашивают: где было проще сниматься — в «Яре» или «Преступлении и наказании»? Если честно, об этом тогда не думала. Все было внове, я не отдавала себе отчета в серьезности происходящего. В первый съемочный день «Яра» мне исполнилось двадцать. Работали под Тверью. Сцена оказалась простой: молча войти в дом. Но я стояла как столб — не знала, когда начинать. Наконец кое-как сообразила, шагнула в дверной проем и услышала «Стоп, снято!» Это придало немного уверенности: значит, не так уж плохо держусь в кадре!

В «Яре» случилась и первая эротическая сцена. Я стояла перед камерой обнаженной. Вроде ничего страшного, и главное — никто не заставлял, сама вызвалась, но коленки затряслись. Перед началом съемок спросили, готова ли раздеться. Долго колебалась, но в конце концов ответила: «Да». Знала же, что и режиссер, и оператор — женщины. Но все равно жутко робела и долго готовилась морально. Сцену снимали в деревенском доме, с площадки всех выгнали. Постояла, нормально попозировала. Оторопела позже — когда увидела себя на экране. Испытала настоящий шок, хотя все выглядело довольно скромно.

А в «Преступлении и наказании» Светозаров сразу же четко объяснил, что и как делать в кадре: здесь причесалась, тут села, там прошла. Он руководил жестко. Марина Разбежкина, напротив, шла от моей натуры, предоставив полную свободу: что хочешь, то и делай, только передай нужную эмоцию.

У Дмитрия Иосифовича, казалось, все идет складно и ладно. Серьезный конфликт случился лишь раз. Видя мое волнение и неуверенность, он часто хвалил, и в какой-то момент я решила, что крутая. Тут-то и произошло ЧП. В сцене с Сережей Перегудовым — Разумихиным должна была повернуть голову направо, так нужно для склейки на монтаже, а я повернулась в другую сторону. Пленка вещь дорогая, каждый дубль — это деньги. «Полина, направо!» — кричал в мегафон режиссер. Но я никак не могла сосредоточиться и четыре дубля подряд ошибалась. Вероятно из-за усталости. Неделю до этого жила в поездах, даже не заглядывала домой — только с площадки на площадку.

На пятом дубле Светозаров сломался. «Да твою ж мать, что это такое?! — заорал он на всю улицу. У меня из глаз брызнули слезы. — Домой, спать, чтоб я ее сегодня не видел!» В такси случилась настоящая истерика, рыдала и думала: точно уволят из проекта! На следующий день Дмитрий Иосифович сменил кнут на пряник. Говорил мягким тоном, улыбался, что крайне поразило. Жесткий режиссер искал ко мне подход, хотя с другими не очень-то нянчился. Я оценила это и работала еще старательнее.

На съемках подружилась с Володей Кошевым — Раскольниковым. В сериале участвовали многие знаменитости: Елена Яковлева, Александр Балуев, Андрей Панин, но близко с ними я не сошлась, возникли просто теплые рабочие отношения. А с Володей общаемся до сих пор. Он очень переживал за роль, мы друг друга поддерживали. Перед звездами же я робела, да и некогда было смотреть на чужую игру — боялась после испорченных дублей «завалить» свою Сонечку.

В сериале «Преступление и наказание», где сыграла Сонечку Мармеладову, участвовали многие знаменитости, но я близко с ними не сошлась, возникли просто теплые рабочие отношения. С Александром Балуевым в роли Свидригайлова. Съемки фильма «Преступление и наказание» С. Бертов/PhotoXPress.ru

Поучиться мастерству у старших коллег удалось только на съемках «Бумажного солдата» Алексея Германа-младшего. Там я была «седьмым гусем в восьмом ряду», роль называлась «девушка Миши». Появлялась всего два раза, и времени для наблюдений оказалось предостаточно. Смотрела, как работает Чулпан Хаматова, и поражалась ее органике. Может почесаться невзначай, ногти грызть на крупном плане. Все мы делаем так, когда нервничаем. Но не в кадре. А она не стесняется. Герман специально репетирует неделю, чтобы актеры забывали о камере. Мне это было в диковину. Чулпан пригрела меня, пригласила в свой вагончик рядом с площадкой. Я постоянно там тусовалась и впитывала ее слова. До сих пор она остается моим кумиром.

Премьера «Преступления и наказания» прошла на ТВ. И началось! Меня стали разрывать глянцевые журналы, приглашали на разные передачи. Чуть ли не каждый день — то фотосессия, то программа. Эту известность я расценивала как аванс, который придется отрабатывать всю жизнь. А если ничего из меня не получится? Вот тогда все и разочаруются! Но от шумихи был и плюс: я стала увереннее себя вести, когда приходила на пробы к другим режиссерам. За «Преступление и наказание» меня как актрису начали уважать, уже совсем иначе разговаривали.

Но честно говоря, кастинги и сейчас не перевариваю. Не люблю сидеть десятой в двадцать пятом ряду и полдня ждать очереди. Пусть на роль пробуется тысяча других актрис, важно знать, что меня хотят и режиссер назначит время, чтобы пообщаться хотя бы пятнадцать минут. Вот тогда пойду на кастинг. А на общие просмотры не езжу. Мне повезло: даже в самом начале карьеры в «Преступление и наказание» выбрали сразу и после беседы с Дмитрием Иосифовичем пригласили на пробы. Потом сделали грим, подобрали костюм, еще поговорили и поехали снимать кино.

А «Яр» Марины Разбежкиной прогремел на «Кинотавре». Жаль, на первый в своей жизни фестиваль не смогла поехать из-за съемок картины «Европа — Азия» Ивана Дыховичного. Роль выпала нестандартная — играла этакую неадекватную Красную Шапочку. Конечно, очень расстроилась, что не могу полететь в Сочи, даже хотела — вот глупость! — отказаться от участия в фильме. Но коллеги наперебой принялись отговаривать: «Да ты что?! Наездишься еще по фестивалям. А поработать с таким режиссером — большая удача». Действительно, общаться с Дыховичным оказалось невероятно интересно, да и фестивалей в моей жизни было потом предостаточно.

В том же году во время съемок «Преступления...» и «Яра» я безумно влюбилась. Мы учились в одной школе, но не обращали друг на друга внимания. Андрей — близкий приятель моего старшего брата, для него я всегда была «мелкой», он же казался каким-то неинтересным, молчаливым, пусть и симпатичным. А потом встретились в компании — и вдруг все изменилось! Мне было двадцать, ему двадцать четыре.

Мы уже больше десяти лет вместе, хотя совершенно непохожи во всем: у нас разные темпераменты, профессии — он инженер и работает в автомобильном бизнесе. Андрей жаворонок — я сова, у него мягкий характер — у меня взрывной. Он очень ответственный, занимается всеми бытовыми вопросами, квитанциями, платежами. Я в этих делах не разбираюсь, зато всегда планирую отпуск, развлечения и выходные.

За финансы в нашей семье отвечает тоже муж, поэтому могу позволить себе не брать проекты, которые не нравятся. Андрей абсолютно спокойно относится к моей популярности и редко смотрит картины, в которых снимаюсь. Однажды даже уснул на фильме, который длился всего двадцать минут! Конечно, закатила скандал. Но на самом деле меня устраивает, что он ценит во мне женщину, а не актрису. И любит не за роли, а за то, что я просто есть в его жизни.

Так я попала в картину Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Церемония награждения премией для деловых женщин Charmous в номинации «Режиссер года» в ресторане Backstage С. Васев/ТАСС

Интересно, что на следующий проект попала именно благодаря ему. Приехала на озвучку «Яра». А поскольку после студии собиралась на одно из первых свиданий с Андреем, нарядилась и наштукатурилась убойно. Особенно хороша была шапка со стразами. Марина Разбежкина посмотрела на эту красоту и говорит:

— У моей ученицы Валерии новый проект, и ей нужны вот такие пэтэушницы, давай тебя снимем.

Я чуть с каблуков не свалилась:

— Пэтэушницы?!

В тот вечер свидание с Андреем прошло удачно, а Валерии Гай Германике приглянулись мои фото, и я поехала в столицу на пробы в картину «Все умрут, а я останусь».

Марина Александровна, зная мою горячую натуру и темперамент своей ученицы Валерии, напутствовала: «Только не подеритесь!» В назначенное время Гай Германики в студии не оказалось. Я прождала больше часа, и когда она, всклокоченная, вбежала в зал, уже закипала. «Прости, — сообщила как ни в чем не бывало Валерия. — Проспала, до утра тусила. Сейчас начнем!»

Я про себя возмутилась: это же работа! Как можно к ней так относиться?! Лера сделала первый дубль и кричит: «Ты крутая! То что надо! Да, я тебя нашла, детка! Пойдешь ко мне в кино?» Я тут же растаяла. И лишь в процессе съемок поняла, насколько она права: не стоит относиться к фильму как к работе. На площадке нужно просто жить. Для Леры кино такая же реальность, как окружающий мир. Такой подход дает полную свободу и раскрепощение.

На пробы я приехала с розовыми ногтями в стразах, не специально — такие носила. Валерии дико понравилось: «О, прямо как пятнадцатилетняя школьница, так и оставь...» Еще запретила замазывать прыщики, чтобы больше походить на подростка. И получилось, что вся моя внешность — точное попадание в образ.

У Гай Германики, как уже говорила, особый подход к съемкам. Сценарий по ходу работы переписывали вместе. И все участники фильма оказались в одной связке. Я поняла, что нашла своего режиссера. Но если честно, в успех предприятия не верила, просто упорно трудилась. А Лера повторяла: «Все получится, поедем на фестиваль в Берлин!»

Партнерши быстро стали моими подругами. Сначала нашли Агнию Кузнецову, потом меня, долго не могли выбрать третью актрису, наконец увидели Олю Шувалову. Я из Питера, Оля — тоже, и нам предложили жить вместе в съемной двухкомнатной квартире. Я не большой любитель общежитий, но Оля подкупила, пообещав вкусно готовить.

И началось веселье! В Москву Шувалова приехала с семимесячным ребенком и лысой няней, разукрашенной татуировками. Потом с чемоданом явилась Агния. У нас очень разные характеры, но уживались прекрасно. Получилась адская смесь — такой Новый год каждый день. Но это сплотило и, конечно, помогло в работе.

В отличие от «Яра» в картине «Все умрут, а я останусь» у меня была жесткая сцена секса. Лера успокаивала: все сделает красиво. Но увидев, что получилось, я пережила настоящий шок. Какое там красиво?! Все настолько натуралистично, что в Интернете до сих пор задают вопрос: «А вы переспали по-настоящему?»

К счастью, Донатас Грудович оказался отличным партнером. В той треш-сцене, где Катя лишается девственности, он буквально закрыл меня собой, чтобы не было видно обнаженного тела героини. Лера отдала все нам на откуп. Донатас хлопнул коньяку и начал импровизировать. Практически отдувался за двоих. В кадре только его спина и мои крупные планы — как закрываю лицо руками.

Но все равно сцена получилась дико откровенной. Мне это не понравилось, какое-то время вообще не было желания возвращаться на площадку. Я твердо решила больше не сниматься в подобных сценах. С ними успешно справляются дублерши. Исключением стал только проект «Одноклассницы» Дмитрия Суворова. И то лишь потому, что это комедия и сцена секса героини очень смешная. Снимали со спины, попросили размахивать руками, как вертолет. И кричать: чем нелепее — тем лучше.

Партнерши быстро стали моими подругами. С Агнией Кузнецовой Продюсерская фирма Игоря Толстунова

После картины Гай Германики, в которой ругаюсь и ору, как всех ненавижу, мама изрекла гениальную фразу: «Все, что сдерживала в себе в подростковом возрасте, ты сказала сейчас». Но впечатлилась не только мама, режиссеры стали звать в социальное кино. Оказывается, играть современных проблемных героев умеет не каждый выпускник театрального вуза, а я легко преображаюсь в оторву, поскольку есть что вспомнить: в школе вообще головы на плечах не было!

Первые сигареты с подружками лет в тринадцать — это цветочки. Меня исключали из школы и выгоняли из летнего лагеря — за то, что после отбоя, спрятавшись от вожатых, пробовала с тремя девчонками водку. Нас застукали и отправили домой. Я могу сказать «Чё?» и «Пошел ты!» абсолютно естественно, подростком именно так и изъяснялась.

А из школы хотели исключить за бесконечные выходки. Я постоянно перечила преподавателям, хамила на уроках, считая, что все знаю лучше. Если казалось, что на меня «не так» посмотрели, могла встать и уйти из класса, хлопнув дверью. Была ужасной нигилисткой.

Наверное, так выражался подростковый «протест ради протеста». Особенно доставалось учительнице литературы. Мы спорили до хрипоты, и если бы не педагогическая этика Майи Борисовны, боюсь подумать, чем бы все кончилось. Однажды довела ее до того, что в меня полетела тетрадь с сочинением о романе «Что делать?».

«Она тут Чернышевского мне поливает!» — кричала пунцовая Майя Борисовна. Под последней фразой стоял жирный кол. А я просто искренне изложила свои мысли. О том, что книга не впечатлила. Мол, такие романы и сама могу сочинять пачками. Читать было неинтересно: на третьей странице начала зевать. Помню, выдала там: «Что делать, что делать? Не писать такую бредятину...» В общем, объяснила, что считаю Чернышевского не очень талантливым человеком. Это учительницу доконало. Правда, на выпускном балу мы помирились. Несмотря на идейные разногласия, она не стала портить мне аттестат.

Теперь понимаю, как мне повезло: увлеклась творчеством и поступила в театральный институт. А одноклассники и школьные друзья пошли по другой дороге, хотя многие были талантливыми людьми. Мы же не просто сидели в подвале и выпивали, кто-то шикарно рисовал или сочинял стихи, некоторые здорово пели. Но... одни сейчас в тюрьме, другие погибли из-за алкоголя и наркотиков. Я же училась не в элитной, а в абсолютно простой районной школе. Это помогло мне и в картине Гай Германики, и в следующих социальных проектах. Как говорится, знала героинь изнутри.

Кстати, с Лерой мы поехали не в Берлин, как она предрекала, а в Канны. Я не знала, как одеться на первый фестиваль в своей жизни. С нарядами помогла подруга — питерский стилист Таня Мазина. Взяла за руку и отвела к модельеру Янису Чамалиди. Тот подобрал платья и объяснил, что к чему.

Канны поразили: в воздухе витал аромат дорогих духов, по улицам прогуливались дамы в бриллиантах. Как-то мимо прошла беременная Анджелина Джоли!

За фестивальным ритмом едва успевала — каждый час был расписан. Одно из самых ярких впечатлений: идем с девчонками к кинотеатру, а очередь на наш фильм — длиннющая, тянется за два дома. Только в этот момент осознала: победа! Ведь до этого нас забрасывали камнями: «Зачем снимать такую чернуху? Никто смотреть не захочет!» Любопытно, что потом те же критики фильм хвалили. Для меня, наивной, стало открытием, что люди так быстро могут менять мнение. Картина получила «Золотую камеру», а я на другом фестивале — в Брюсселе — еще и приз за лучшую женскую роль.

В кино я легко преображалась в оторву, поскольку есть что вспомнить: в школе головы вообще не было! Особенно доставалось учительнице литературы Persona Stars

На «Кинотавре» картину тоже встретили с восторгом, хотя она не входила в конкурсную программу (позже мы удостоились диплома премии кинокритиков «Белый слон»). С погодой не повезло: зарядил дождь, но я все равно чувствовала себя счастливой. Никаких пропусков в ВИП-зону у нас не было, а там на веранде сидел Федор Бондарчук с компанией. И вот, помню, прилипнув к забору, смотрели, как они отдыхают. Пьют коктейли, общаются. Мечтала: «Мне бы туда!» Теперь сижу на той же веранде и со смехом вспоминаю себя «мелкую»...

До сих пор не понимаю, как попала в мир кино. Родители не из богемной среды, всю жизнь трудились на заводе. Но именно благодаря им и полюбила актерскую профессию — папа с мамой постоянно водили на интересные фильмы, старались развить в дочери творческое начало. Есть еще одно мистическое совпадение: мама родилась в День театра, папа — в День кино. Они всегда подшучивали над этим, а в итоге в дипломе их дочери написано: «Актриса кино и драмы». Видимо, это карма.

Но все-таки думаю, в том, что выбрала актерскую стезю, больше всех виноват старший брат. Сначала он придумал мне имя. Когда родители ждали появления на свет второго ребенка, Рома где-то увидел портрет Полины Виардо. И с тех пор твердил: «Полина-Полина-Полина». Мама переживала — вдруг родится мальчик и сын сильно расстроится. Она придумала игру: чтобы «купить» девочку, нужно копить денежку. Увидит брат в магазине дорогую игрушку, которую родители не могли себе позволить, мама говорит: «Выбирай — или покупаем, или откладываем на Полину». Рома мгновенно переставал канючить.

В итоге «накопили» на меня. В роддоме врач пошутил:

— Вот вам девочка за плохое поведение.

Мама рассмеялась:

— Она-то нам и нужна.

Радости брата не было предела! Он нянчился со мной, защищал. Повзрослев, решил, что мне нужно стать актрисой. Однажды увидел объявление о приеме детей в театральную студию на Охте. Дома заявил мне девятилетней: «Полина, ты будешь звездой!» И я согласилась пойти на занятия, мне нравилось внимание. В школе на утренниках была то снежинкой, то белочкой, то принцессой.

Отпахала в театральной студии семь лет. Возил меня туда Рома, родителям было некогда. Это оказалось хорошей школой, до сих пор бегаю за советом к своему педагогу Виктору Ивановичу Лосеву. Его жена Наталья Германовна, к сожалению, уже умерла. Они открыли своим ученикам мир театра и кино. В те голодные времена наши наставники сделали невозможное: вывезли детей на фестиваль в Венецию.

Между тем азы актерского ремесла давались непросто. Однажды лет в десять с треском провалила зачет. Нужно было прочесть сказку. Ромка сидел в зале и болел за меня. И вот выхожу на сцену, произношу первую фразу и понимаю, что дальше не помню. Ноги мгновенно стали ватными, в горле пересохло. Не смогла даже убежать за кулисы. Стояла и громко рыдала, глядя на зрителей. И потом в автобусе, когда ехали домой, опять плакала и не могла остановиться. А брат, вместо того чтобы успокоить, подливал масла в огонь: «А вот Саша Быковский хорошо прочитал! Он талант!» Я ревела еще громче. Теперь Саша Быковский ведущий актер Малого драматического театра, с успехом снимается в сериалах, и о давнем провале мы тактично не вспоминаем.

К слову, я провалилась и в Театральную академию на Моховой — засыпалась на последних турах. Переживала страшно, но меня сразу взяли на бюджетное отделение в «Школу русской драмы имени И.О. Горбачева», на курс Галины Тимофеевны Карелиной. Занимались сутками, а поскольку денег на буфет не было, мама утром вручала контейнер с макаронами и сосиской. Еще с девчонками покупали китайскую лапшу, заваривали кипятком и ели втроем из одной тарелки.

Мы уже больше десяти лет вместе, хотя абсолютно непохожи во всем: разные темпераменты, профессии. У Андрея мягкий характер, у меня — взрывной из архива П. Филоненко

Зато повезло с одеждой: родственники живут в Германии и двоюродная сестра присылала свои вещи, знала — «Полине надо». Даже самых любимых нарядов не жалела.

Сейчас у меня большой гардероб, в котором кожаная куртка соседствует с классическим драповым пальто. Но как всякой женщине, хочется чего-то нового, из каких-то вещей уже морально выросла. Все-таки тридцать — серьезный возраст. Я ведь долго жила с ощущением, что мне все еще семнадцать, во многом потому, что близкие и коллеги всегда относились трепетно, защищали. Да и в кино часто играла школьниц, поскольку маленькая, типаж подходящий. Наконец перешла на студенток, потом «окончила институт», следом «замуж вышла» и «ребенка родила».

Хотя порой возвращаюсь к ролям молоденьких девушек. Например героине в новом фильме «Лабиринты» двадцать два. Перед проектом позвонили моему агенту:

— Как Полина выглядит?

Та бодро ответила:

— Лет на восемнадцать!

В «Лабиринтах», которые снимает Юрий Владовский, впервые играю отрицательную роль: Альбина влюбилась в «плохого парня» и в итоге сама встала на скользкую дорожку. Она грабит квартиры, обманывает пенсионеров, всячески портит жизнь главной героине. Оказалось, мошенницу играть проще, чем положительную барышню: не принимаешь все близко к сердцу и на площадке всегда хорошее настроение.

В общем, школьницу я переросла, за плечами уже много взрослых проектов. Вспоминаю прекрасный фильм с Александром Домогаровым — «Любовь без правил». По сценарию между нашими персонажами вспыхивает чувство. Целоваться, правда, не пришлось, но романтика на экране получилась. Поначалу очень боялась знаменитого коллегу: как глянет исподлобья, аж мороз по коже! Но вскоре напряжение спало, мы подружились. Александр смеясь называл меня «гениальное дитя», а я его величала «маэстро».

Есть еще картина о чувствах с невероятным градусом эмоций. Я дублировала Люси Гордон, сыгравшую Джейн Биркин в фильме «Генсбур. Любовь хулигана». Биркин должна была не только говорить по-русски с акцентом, но и томно вздыхать. Сложность в том, что русская речь не укладывалась во французский текст — не совпадала артикуляция. Пришлось повозиться, но я сумела справиться с задачей за день.

Генсбура озвучивал Сергей Шнуров, но мы так и не познакомились, он работал в другое время. Честно говоря, немного побаивалась соприкасаться с этой историей: Люси Гордон, которая сыграла жену и музу Сержа, покончила с собой. А я суеверная, подобно большинству актеров, и опасалась, как бы такая роль мистически не отразилась на моей судьбе. Слава богу, напрасно волновалась. Да и вообще — по жизни я сейчас большая оптимистка.

...С тех пор как десять лет назад сыграла Сонечку Мармеладову, в моем багаже появились десятки картин. Часто вспоминаю «Все могут короли» Ольги Музалевой. Я там практически сказочная принцесса, лесная нимфа. Такую героиню ждала с детского сада. Благодаря роли научилась держаться в седле. В лошадей просто влюбилась, прогулки верхом даже иногда снятся.

Не так давно показывали сериал о семидесятых «Синяя роза» Тимура Алпатова с Николаем Фоменко и Полиной Кутеповой. Я играю их дочь. Эта история про ленинградскую семью ценна тем, что передает атмосферу тех лет. Любимая сцена — юбилей «отца». Я вваливаюсь в ресторан пьяной в хлам и устраиваю скандал родителям. Бросаю на стол свои три гвоздички, беру из тарелки соленый огурец, закусываю: «С днем рождения, папочка!» Гости ошарашенно молчат, мама пытается сгладить неловкость и вывести дочь из зала.

На самом деле меня устраивает, что он ценит во мне женщину, а не актрису. И любит не за роли, а просто за то, что я есть в его жизни из архива П. Филоненко

У моей героини Ольги проблемы с алкоголем. Оказалось, играть пьяницу трезвой непросто. Я, говоря киношным языком, «убирала фокус» — смотрела на мир глазами с поволокой, шла нетвердой походкой, речь была невнятной и небрежной.

Одну из сцен снимали в Петербурге. Представьте: конец ноября, идет снег с дождем. А подвыпившая Ольга должна упасть в лужу. Дублей сделали пять, я промокла насквозь, окоченели руки, ноги, покраснел нос. В последнем дубле у меня от жалости к себе из глаз покатились слезы. Прямо в кадре. Но группа этого не заметила, ведь с неба лило без перерыва. В общем, пришлось несладко, зато поработала с замечательными Полиной Кутеповой, Николаем Фоменко, Виктором Раковым — еще один подарок судьбы.

С нетерпением жду выхода «короткого метра» Дмитрия Гиенко «Сонечка». Сюжет про эмоциональные метания актрисы, про то, как она себя изводит. Продолжается озвучание «Лабиринтов» (надеюсь, к Новому году он выйдет на экран), снимаюсь в проекте под рабочим названием «Невозможная женщина» Ольги и Владимира Басовых. Я одна из главных героинь, которая пытается удачно выйти замуж.

В отличие от моей Сонечки по мере взросления я перестала изводить себя и близких, меньше взрываюсь, не истерю, не пилю себя целыми днями за ошибки. Стала терпимее к семье и друзьям, не обращаю внимания на какие-то бытовые мелочи и несущественные разногласия. Если раньше могла взорваться из-за одной не так сказанной фразы, теперь просто промолчу. Поняла, что зрелость — ответственность за других. Иногда даже забываю, что нужно думать и о себе, — настолько важен «ближний круг». Как ни странно, огромную роль в этом взрослении сыграли даже не люди, а... мой пес.

Филя — отдельная история, вспоминая о нем, до сих пор рыдаю. У нас есть йорик по имени Егорка, и брать вторую собаку в планы не входило. Но однажды на съемках наткнулась на объявление: «Филя идет своей дорогой». Мол, никто не хочет его брать, собака старенькая и больная. Когда же увидела эти глаза, сердце дрогнуло. С фотографии смотрел ужасно обаятельный, смешной и трогательный пес. Я долго не могла забыть Филю, всем рассказывала о нем. Вернувшись в Питер, попросила родных: «Давайте возьмем». Все проголосовали за. Пес жил в подмосковном приюте, брат поехал за ним.

Первый год мы друг к другу присматривались. Пес был страшно пугливым, видимо многое в жизни перенес. Со временем освоился и стал всеобщим любимцем. Даже Егорка не ревновал. Новый питомец оказался очень любознательным и активным. Помню, собралась на очередной фестиваль и купила дорогущее вечернее платье. Филя тоже решил с ним «познакомиться». Оно лежало в чемодане поверх собранных вещей — я боялась помять. И вот ночью слышу, кто-то прыгает на мой наряд. Оказалось, сонный Филя, как лунатик, исследует платье. Собрал его в комок, довольный плюхнулся на бок и захрапел. Я была в ужасе, но рука не поднялась наказать эту мордаху. Платье пострадало не сильно, но даже если б и порвал, ничего бы псу не было.

Филя прожил с нами два года. Он действительно очень болел. Последние несколько месяцев я и родные не вылезали из ветеринарных клиник: Филе делали операции, ставили капельницы... На какое-то время помогало, потом опять становилось хуже. Врачи не верили в благополучный исход, но мы продолжали бороться. Когда Филя совсем ослаб и впал в кому, я провела с ним неделю в реанимации. Просто сидела рядом на полу. Меня душили рыдания. Я отключила телефон, было наплевать на съемки, друзей, жизнь вокруг. До последнего момента надеялась: вдруг спасу? Но чуда не произошло.

Надеюсь, все у меня получится. Появятся сын или дочка, дом со множеством гостей и когда-нибудь — даже возрастные роли. А пока доигрываю в детство Лидия Верещагина

Фили нет уже год, а я до сих пор не могу смириться с потерей. Считаю, что пес сделал меня намного лучше. Уважаю себя за то, что не предала его, не бросила. Теперь твердо знаю: окажись, не дай бог, в такой ситуации кто-то из близких, пожертвую всем — съемками, деньгами, сном, силами, чтобы помочь. Наверное, кому-то странно слышать, что сравниваю Филю с людьми. Но он тоже был моим «ближним кругом», а друзей в беде не оставляют.

После ухода Фили думала, что ставлю жирную точку в истории с «брошенками». В конце концов, есть Егорка. Но жизнь распорядилась иначе. Когда я отправилась посмотреть, как строится наша дача, услышала, что рядом с соседним домом истошно орет тощий голодный кот. Его было жалко, но я решила проявить твердость: села в машину и уехала.

Бедняга сутки не выходил у меня из головы. В итоге я за ним вернулась. Теперь Гаврюша живет у нас, хотя брала с мыслью кому-нибудь пристроить. Я не очень жалую кошек в отличие от собак. Но когда нашлись желающие приютить Гаврюшу, отдать не смогла. Удивительно, но повадками он очень похож на Филю — такое же море обаяния и «человеческие» глаза.

Конечно, этапы моего взросления не только в этих историях. Недавно впервые задумалась о том, что хочу стать мамой. Правда, пока не рассмотрела со всех сторон эту идею. Хорошо бы, конечно, как просила Александра Яковлева в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»: «О, Джонни, хочу как в синематографе, сделай монтаж!» Вот и мне бы так: герои целуются и следующий кадр — у них уже годовалый малыш. Шучу конечно. Монтажа в жизни не бывает. А материнство для женщины очень важно.

Надеюсь, все у меня получится. Обязательно появятся сын или дочка, теплый дом со множеством гостей и когда-нибудь — даже возрастные роли на экране. Ну а пока доигрываю в детство. Недавно вот предложили роль шестнадцатилетней школьницы. Убеждали, что в фильме буду выглядеть именно на этот возраст.

Благодарим Subbota Showroom за предоставленную одежду и Hotel Indigo в Петербурге за площадку для съемки.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх